Мой город
×

Владивосток такой Владивосток! Алексей Быков

20.03.2013 14:26

В холодную мартовскую среду в проекте Владивосток такой Владивосток! на Примпогоде человек, для которого Владивосток — это море…

Кто? Алексей Быков, специалист научного отдела Приморского Океанариума. Живет во Владивостоке 6.5 лет

Первое впечатление от Владивостока было не очень позитивным, скажем так. После ровного, чистого, тихого, маленького Арсеньева — большой, шумный, грязный город, обилие машин. Все это поначалу вызвало небольшой коллапс, очень сложно было привыкнуть.

Первый раз когда мне нужно было ехать в универ, я стоял и паниковал, смотрел в каждое окошко, а было утро, темно, все вокруг сонные, замученные, еле держатся за эти перила, я думаю: «Как же они могут спать? Как они знают, где им выходить?».

Но ничего, со временем привыклось. Тем более остаться в том городе, где я родился, означало отсутствие возможности учиться на той специальности, которую я выбрал. Я ни разу не пожалел, что я сюда приехал, начал учиться, жить здесь. Выбранная мной специальность оказалась очень даже интересной — город этому тоже поспособствовал.

Почему биология? Наверное, это все Кусто. Его показывали по телевизору, и я любил смотреть передачи, связанные с животными, о том, как люди погружаются под воду и видят много интересных вещей. Это было так захватывающе, поэтому я решил пойти на биологию и выбрал морскую биологию, а Владивосток стоит у моря, поэтому здесь были все перспективы для развития. В конечном итоге я учился на биологии, и мне выпал шанс — и не один — побывать в море, в разных экспедициях, где можно было принять участие в изучении биологии, посмотреть другие места.

Я несколько раз погружался в Золотом Роге, в одно из погружений я изучал, что у нас там живет. Есть некоторые люди, заинтересованные в очищении моря вокруг города и в восстановлении биоты в Золотом Роге. Сейчас восстанавливают пока не всю акваторию, а небольшой участок у Чуркина, и туда регулярно пытаются подсаживать новых животных, например, гребешков, ежей. Часть, конечно, умирает, но часть остается. Мы немножко меняли грунт, потому что там сильная захламленность грунта, неоднократно чистили дно, добавляли песочка… Сейчас ситуация уже стала лучше, по количеству, по качеству этих изменений можно сказать, что Золотой Рог оживает. Это, конечно, небыстрый процесс, учитывая, что помощи особой нету.

Завершающий этап обучения водолазному делу — выход в открытое море. Сперва все занимаются в бассейне, а потом тренируются в море. Мы ныряли на Маяке, со стороны Амурского залива, там сильное течение, вода мутная, поэтому первый раз был скорее пугающим — я нырнул в одном месте, всплыл в другом, начало немножко сносить, и было так неприятно: мутно, ничего не видно, еще начал костюмчик подтекать, а вода холодная. В первый раз ощущения были не самые клевые.

Была небольшая экспедиция в Татарский пролив, где у нас была биологическая съемка — мы смотрели, что обитает на дне. Татарский пролив — это север Приморского края, может даже, Хабаровский край. И там нырять было здорово, учитывая, что вода чистая, прозрачная, было слегка прохладно, но это не мешало насладиться разнообразием красок — там буйство растительности и животного мира.

Опускаешься неглубоко, метров на 5-7, и видишь там множество красных, бурых, зеленых водорослей, они дают пеструю картину; много разных моллюсков, ракообразных, рыбки есть интересные. Им все любопытно, допустим, бычки: он сядет на камушек и смотрит на тебя. Его пальцем ткнешь, он лениво переплывет на другой камушек и опять смотрит. Они людей не боятся, потому что еще не видели их.

В Океанариуме я оказался из-за любви к животным и из-за того, что нас правильно замотивировали: пришли и рассказали, какой он будет клевый, показали планы, макеты, фотографии, все это было очень занимательно, красиво. В перспективе должно было стать шикарно — конечно, это процесс совсем не быстрый. Но и сейчас там уже есть довольно интересные вещи, особенно после того, как я увидел, какие бывают океанариумы в других странах: в штатах, на Тайване — сразу появилось огромное желание что-либо делать, потому что действительно можно сделать и занимательное шоу, и в то же время образовательную программу, приобщать людей к проблемам моря и сохранения жизни в море.

Сейчас в Океанариуме есть некоторое количество биологических объектов: это рыбки, разные беспозвоночные и представители млекопитающих — белухи, моржи, сивучи, морские котики, недавно пришли дельфины. Моя задача — поддерживать жизнь тех организмов, которых мы там содержим.

Главный корпус, выставочный, еще в процессе строительства, а второй — научно-адаптационный корпус — практически полностью готов, там мы работаем. Необходимо сперва научиться содержать животных, чтобы они комфортно жили, росли, не умирали, а потом уже можно их переносить в выставочный корпус, чтобы люди смотрели.

Сроки открытия Океанариума постоянно отодвигаются. В прошлом году говорили, что в 14-м уже будет открытие главного корпуса, а сейчас уже 13-й год, и уже прошло почти три месяца, а продвижения минимальные. Так что это будет просто счастье, если он откроется в 14-м году.

Большинство людей, которые не связаны с биологией, или даже те, кто с ней связан, но впервые видит НАК и видит обстановку внутри — как у нас содержатся животные, в каком количестве, какие именно — все восхищены, все радуются: «О, зверюшки, клево!».

Мы стараемся, хоть это и корпус для адаптации, создавать условия приближенные к природным, чтобы животные чувствовали себя более комфортно. Некоторым животным для охоты необходимо прятаться, у некоторых — малоподвижный способ охоты. Приходится конструировать, моделировать аквариумы так, чтобы они подходили животным. Наблюдать это довольно-таки интересно для людей, которые ни разу этого не видели, кто не был под водой, кто мало смотрит или, допустим, вообще не видел научных передач.

Безусловно, я вижу себя в будущем во Владивостоке. Я не планирую переезжать — я, в принципе, об этом даже не думал, поэтому не смотрел перспектив и возможностей. Несмотря на все минусы города — я к ним притерся, они ко мне притерлись — я стал меньше замечать все это, стал просто жить.

Есть, конечно, некоторые вещи, которые можно было бы изменить, например, расширить рекреационную зону в городе. Ведь Владивосток окружен морем, а море не очень чистое, Шамора постоянно забита людьми, но ведь не каждый может туда выехать. Люди едут на Маяк, но там не окультурено, там дикий пляж. Сейчас пытаются там сделать пирс, но это же будет платно.

Хотелось бы, чтобы зелени было больше, потому что внутри города отвлечься от шума и дыма по сути негде. Те парки, что есть, в таком запустении и в таком виде, что вроде бы и можно отстраниться от города, но все равно ты не чувствуешь себя отдохнувшим.


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки