Мой город
×

Июнь в Сихотэ-Алинском заповеднике

12.07.2016 16:25
Июнь в Сихотэ-Алинском заповеднике

Что выделывают птицы!

Сотни радостных рулад,

Эхо по лесу катится,

Ели ухом шевелят…

Так и этак, так и этак

Голос пробует певец:

«Цици-вити», — между веток.

«Тьори-фьори», — под конец.

Николай Асеев

Миновал июнь, сырой и холодный. Нам показалось, что дождей было много, но вот по данным Тернейской метеостанции в июне выпало чуть больше месячной нормы (91 мм) — 117,6 мм.

По среднему значению температуры воздуха первая декада июня была такой же, как вторая декада мая, +9,5 °С. С 4 на 5 мая была самая холодная ночь месяца, +1,8 °С, а утром обильная роса лежала на траве и земле. Осадков в эту декаду выпало 36 мм.

Во вторую декаду было чуть теплее, +10,7 °С, но холоднее, чем в третью декаду мая. Тянулась бесконечная череда дней со сплошной облачностью, низко нависающей над сопками, из которой дождь то моросил, то лил потоком. 16 и 17 июня выпало 44 мм осадков, а всего за вторую декаду — 65,8 мм. Во вторую декаду мы не видели солнца на небе, оно постоянно было за облаками. Потеплело к концу третьей декады. Наконец-то проглянуло солнце, и даже туман, сколько не пыжился, отступил к морю. 29 июня днём воздух прогрелся до +27,1 °С (на метеостанции). Стояли по-летнему тёплые деньки. Среднедекадная температура воздуха составила +13,9 °С, а осадков выпало за последние десять дней месяца 15,8 мм.

Среднемесячная температура воздуха составила +11,4 °С, кстати столько же было и в прошлогоднем июне. Каким бы холодным нам не показался нынешний июнь, но год назад было так же холодно, только мы об этом забыли. Правда, осадков тогда выпало немного меньше, почти месячная норма — 96,6 мм.

Из-за постоянной облачности мы редко видели в июне чистое звёздное небо. Можно сказать, что около полночи в южной части неба низко над сопками можно было наблюдать красноватый Марс, а левее его, также низко над горизонтом, — жёлтый Сатурн. Юпитер в начале месяца был хорошо виден по вечерам в юго-западной части неба как яркая жёлтая звезда. В течение июня условия видимости планеты ухудшались, а к концу месяца с наступлением темноты его едва можно было разглядеть низко в западной части неба.

21 июня наша планета достигла такой точки орбиты, когда в Северном полушарии наблюдался самый длинный день и самая короткая ночь — наступило летнее солнцестояние. В этот день Солнце достигает самой большой высоты и отмечается самый продолжительный день. На широте Владивостока светило поднималось над горизонтом на высоту 70 градусов, долгота дня составила 15 часов 22 минуты.

В течение нескольких соседних дней высота Солнца над горизонтом почти неизменна, отсюда и название — солнцестояние. После этого день начал убывать, а ночь — прибавляться. В Южном полушарии — наоборот.

В начале июня массово цвели яблони, постепенно сбрасывая белоснежные лепестки, которые устилали землю сплошным покрывалом. Цвёл боярышник, барбарис, продолжалось цветение дуба, пошли в рост листья ясеня и ореха маньчжурского. В конце первой декады зацвёл клён мелколистный, во второй декаде — клён жёлтый, выставив вверх свечки соцветий. В это время клён жёлтый выглядит очень эффектно, как наряженная ёлка.

В середине месяца берега рек и лужайки украсились жёлтыми лютиками и гусиной лапчаткой. Под пологом леса цвели синюха китайская, ветреник коротконожковый, майник, ландыши, ветреница удская. А в садах зацвела вечерница, добавив в зелень травостоя сине-фиолетового цвета. В третьей декаде зацвели калина, актинидия, красодневы лилии даурские, ирисы, шиповник.

В дендропарке «Заманиха» в Тернее 22 июня зацвёл крупными белыми соцветиями рододендрон Фори. В урочище Кабаний, где он произрастает в кедрово-еловых лесах, в конце июня цветение Фори не было отмечено. По-видимому на сроки цветения, повлияла холодная и сырая погода. Пока не запылил, наверное, по той же причине кедр.

Но зато под пологом леса в июне выросли заросли высокого травостоя. Избыток влаги для травянистых растений — благо. Очень массово и пышно цвёл в конце июня чубушник, источая немного душноватый и навязчивый аромат, наш дальневосточный жасмин.

На поляне кордона Усть-Серебрянного сотрудники заповедника в начале июня отметили цветущий ирис кровный — событие весьма значительное для ботаников. Кроме того, этот ирис именно здесь, на поляне Усть-Серебрянного никогда не рос. Этот вид до сих пор считался возможным для наших мест, но в списке растений, произрастающих в заповеднике, упоминался без номера.

В 2008 году на левобережье низовий Серебрянки нашёл его орнитолог Сергей Владимирович Елсуков, выкопал и посадил в том же дендропарке «Заманиха». Этот ирис зацветает в июне самым первым из наших ирисов. Сначала я думала, что это культурный цветок, ведь в парке, кроме дикорастущих видов, есть много садовых растений. У этого ириса длинные тонкие листья, длинные стебли с очень изящными некрупными цветками сине-фиолетового цвета. Растёт очень компактно, как будто в вазе стоит, на фоне зелёной лужайки очень красиво.

Ну, думаю, какое-то заморское чудо. Ведь культурных ирисов в мире большое множество. Каждый год, когда он зацветал одним из первых в июне, я обязательно его снимала, как и в этот раз.

А оказалось, что это наш местный дикий ирис, который редко встречается. Это растение определила приезжий ботаник, посетившая дендропарк, как ирис кровный, который растёт в Сибири, Амурской области, на юго-западе Приморья, Сахалине.

В 2014 году Елена Пименова, бывшая в то время ботаником Сихотэ-Алинского заповедника, нашла ирис кровный в среднем течении Серебрянки, недалеко от места впадения в неё реки Заболоченной. И уже в этом году, в начале июня, этот ирис был обнаружен на поляне Усть-Серебрянного, который доселе здесь никогда не рос. Каким образом он здесь очутился, остаётся загадкой. Семена ветром принесло или занёс их на поляну бензиновый триммер. Раньше-то поляны на кордонах и вокруг избушек выкашивали обычной косой, а сейчас — современной техникой.

Но теперь мы точно знаем, что ирис кровный растёт в наших местах. Раньше он только упоминался в списках, но без номера, Теперь, скорее всего, ему присвоят номер. Он дополнил список растущих у нас ирисов: гладкий, мечевидный или Кемпфера, щетинистый, одноцветковый и кровный. Все они красивые, но такие разные.

В июне в тайге много следов медведей, у них идёт гон. Одним из его признаков являются частые задиры на деревьях. Но вот рядом с тропой стоит ободранная в нижней части ствола пихта. Медведь это сделал, чтобы полакомится камбием, образовательной тканью, которая залегает на границе между древесиной и лубом. Возможно, эта ткань сладковатая.

А вот об этот ствол пихты медведь потёрся плечом и оставил на коре клок шерсти.

В многочисленных лужах на тропе встречаются купалки кабанов. Они любят валяться в грязи.

В июне ещё велико птичье многоголосье. На излучине Вилки в районе больницы в зарослях ивы и чозении всегда много птиц. Вот заливисто и даже как-то лихо, по-разбойничьи, посвистывает, сидя в гуще ивняка, седоголовая овсянка «не-ви-жу» и добавляет трели. Звуки птичьей песни можно произвести не только с помощью точных звуков, но и с помощью обычных слов, которые ложатся в песню. И каждый услышит в ней свои слова.

В этом месте часто поёт черноголовый чекан, и можно увидеть его самого, отыскав птицу по звукам песни где-нибудь на конце ветки или наверху дерева. Чекан не прячется среди веток, он на виду.

Неподалеку, в высоких кронах чозении, голосят шумные скворцы. Вот один из них пролетел над головой с кормом в клюве. А в воздухе роятся многочисленные мушки с маленькими прозрачными крыльями — корм для птиц и птенцов. Их виртуозно ловят трясогузки и другие птицы.

Приятно постоять в этом месте, на излучине реки, послушать голоса птиц и увидеть их самих, а то и угадать, где они сидят, по их голосам.

Как-то утром низко над головой пролетела кукушка, громко крича «кли-кли-кли». Утро было пасмурным и тёмным, и на фоне серого низкого неба кукушка смотрелась тёмным силуэтом. Но это её «кли-кли-кли» было узнаваемым — так кричит самка обыкновенной кукушки.

Июнь — время высиживания птенцов и время вылета первых слётков. В конце месяца замелькали молодые горихвостки с грудками и спинками в крапинку, пока ещё серенькие трясогузки, неловкие пушистые воробушки. Вот на проволоке сидят вряд слётки ласточек, ждут, когда их покормят родители. А как-то ко мне на грушу залетела стайка молодых длиннохвостых синичек, штук 30. Взрослые птицы заметны во время весеннего и осеннего пролётов, да и то нечасто.

Молодые синички налетели, как вихрь, и замелькали среди веток. Они такие непоседы, долго на одном месте не сидят. На их белых круглых мордашках и грудках были заметны чёрные крапинки, и поэтому они казались чумазыми — птицы ещë не приобрели взрослое оперение. Синички эти маленькие, а молодые птицы казались просто крохотными, зато хвост — в два раза длиннее тела.

Копошась в листве, они тонко и тихо попискивали «ти-ти-ти».

В народе этих птичек называют ополовниками за схожесть их с половниками (поварёшка с длинной ручкой) или… чумичками (поварёшка из бересты).

Покормившись на груше минут десять, ополовники так же дружно, враз, взлетели с дерева и подались в сторону Забоки.

В конце месяца ко мне на созревшую жимолость прилетела семейка горихвосток — взрослые самец с самкой и с десяток молодых птиц. Они порхают среди веток, едят упавшую ягоду на земле. А здесь их поджидают коты. Птицы усаживаются на забор и начинают сердито стрекотать «тэк-тэк-тэк». Коты поводят недовольно ушами, но продолжают сидеть, пока им не надоест. Кроме ягоды, горихвостки гоняются за насекомыми, красиво зависая в воздухе и мелькая своим ярко-оранжевым хвостом.

Наступление солнцестояния знаменует начало астрономического лета. Июнь закончился, но лето ещё впереди. И это радует, несмотря на частые дожди.

Специально для Примпогоды

Надежда Лабецкая Сихотэ-Алинский заповедник


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки