Мой город

×

Кому и зачем нужен прогноз?

Кому и зачем нужен прогноз?

 
19.08.2002 14:00

В развитых странах погода и климат давно стали категориями экономическими. Каждый год в мире стихийные бедствия уносят около 250 000 человеческих жизней, размер ущерба, наносимого имуществу, лежит в пределах 50-100 млрд. долларов США. Но мировая статистика показывает: если доверять гидрометеорологической информации и адекватно на нее реагировать, то можно предотвратить от 30 до 40% потерь и полностью избежать человеческих жертв.

Особенно заметный экономический эффект дает использование метеорологической информации в авиации, энергетике, строительстве, рыболовстве и судоходстве, сельском хозяйстве. В 2000 году в России экономическая эффективность деятельности организаций Росгидромета составила около 3 млрд. рублей.

Рассмотрим сферу применения гидрометеорологической информации в основных отраслях экономики более подробно.

Погода и экономическая безопасность территории

Зависимость устойчивого развития народного хозяйства любого государства или региона от гармоничного сосуществования общества и окружающей природной среды уже не нуждается в доказательствах. Природа влияет на хозяйственную деятельность человека двояко: с одной стороны, стихийные экологические и гидрометеорологические бедствия наносят значительный урон экономике, но с другой - достоверная информация о погоде и климате формирует дополнительный ресурс экономической эффективности. Это значит, что предприятия края могут минимизировать потери и ущербы от неблагоприятных погодных условий и максимизировать выгоду за счет рационального использования благоприятных факторов природной среды. Чем тщательнее используется информация о погоде и климате во всех сферах экономики, тем устойчивей экономика ко всем проявлениям стихии.

Мировая статистика показывает, что 30-40% потерь от стихии можно избежать, если своевременно проводить необходимые предупредительные мероприятия. Основой для их разработки должна стать совместная работа производственников, экономистов и метеорологов. Хозяйствующие субъекты должны иметь четкое представление о степени влияния на производственную деятельность тех или иных погодных условий, им необходимо разработать «метеоролого-экономическую модель» упреждающих действий. Задача метеорологов - непрерывное отслеживание всех изменений, происходящих в природе, прогнозирование угрозы возникновения неблагоприятных условий погоды, их развития и своевременное предупреждение о них производственников. Чем выше уровень взаимодействия, тем меньше вероятность быть застигнутым стихией врасплох.

Каков же уровень взаимодействия гидрометслужбы и субъектов экономики в Приморском крае? Разный. Он зависит от многих факторов: степени зависимости отрасли от погоды и климата, действующих внутриотраслевых регламентирующих документов, а также менталитета руководителей и специалистов.

Погода и гражданская авиация

Авиация - самая погодозависимая отрасль. Ни один самолет не взлетает и не садится без информации о фактической погоде и прогнозов погоды по маршрутам, пунктам посадки и запасным аэродромам. Каждый аэродром, каждый тип самолета, каждый командир воздушного судна имеет свой критический метеоминимум, нарушить который не имеют права. Взаимодействие с метеослужбой регламентируется специальными наставлениями, инструкциями, правилами и другими документами. При их строгом соблюдении метеорологическая безопасность воздушных судов гарантирована. А уровень организации взаимодействия метеорологов и авиаторов может служить своеобразным эталоном и примером для подражания.

Морской и рыбный флот

Морской и рыбный флот зависят от погоды ничуть не меньше авиации. И эта зависимость флота от погоды проявляется всегда: когда суда находятся на маршрутах и в районах лова и когда отстаиваются в порту. Штормовой ветер, сильное волнение, обледенение, туман и другие явления способны привести судно к гибели.

Только статистика двух последних лет указывает, что в дальневосточном регионе потерпели кораблекрушение 13 морских судов, 6 из них затонули, погибли десятки людей, материальный урон исчисляется миллионами долларов США. Характерной особенностью всех случаев аварий было попадание судов в штормовые условия по причине пренебрежения информацией о погоде. Исход мог быть совершенно иным, если бы судоводители использовали рекомендации метеорологов, ориентированные на наиболее экономичный и безопасный маршрут с учетом ожидаемой гидрометеорологической обстановки и технических данных самих судов.

Действующие в Министерстве транспорта и Госкомрыболовства РФ регламентирующие документы не предусматривают принципа безопасности «метеорологического сопровождения» каждого судна, как это делается в гражданской авиации, в результате - безопасность мореплавания зависит только от опыта капитана и воли случая. Даже Генеральное консульство Японии вынуждено было дважды обращаться во Владивостокский Спасательно-Координационный центр с призывом к российским морякам и рыбакам использовать гидрометеорологическую информацию в интересах своей безопасности, после того как десятки российских судов зимой года 2001 попали в Охотском море в ледовый плен и понадобилась помощь японской стороны для их освобождения. Таким образом, мнимая экономия на безопасности мореплавания подрывает экономическую безопасность всего дальневосточного региона России.


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки
Приближайте, чтобы увидеть больше точек

Погода на карте

×