Мой город
×

Ледовый плен в Охотском море

29.01.2008 13:11
Ледовый плен в Охотском море

21 января, по телевидению прошел репортаж о том, как четыре судна в Охотском море на пути в порт Охотск, попали в ледовый плен метровой толщины. Видимо судоводители совсем не владели ледовой информацией и шли напролом, если попали в такой толстый лед.

Охотское море в обычные зимы покрывается льдом почти на 70%. В былые времена в порты северного побережья Охотского моря суда проводил ледокол. Сейчас все поставлено на коммерческую основу, и за услуги ледокола нужно платить немалые деньги. Да и насколько я помню, еще на конференции по безопасности мореплавания прозвучало, что ледокольный флот стареет, и ощущается его нехватка. А в связи с непрекращающимися разговорами о глобальном потеплении, некоторые поговаривают, стоит ли нам вообще вкладывать средства в развитие ледокольного флота, если скоро по северному морскому пути можно будет «запросто ходить».

Но пока моря, по-прежнему, замерзают, и груз на север нужно доставлять. И если судоводитель ведет судно в зимний период по Охотскому морю, он должен иметь представление, как о погодных, так и ледовых условиях. Да и вообще как можно идти в январе, да еще в Охотск, невооруженным фактической и прогностической информацией, если нет сопровождения ледокола.

Все дело в том, что в последние годы в Охотском море ледовая обстановка на подходах к Тауйской губе, где расположен порт Магадан, в начале ледового сезона довольно благоприятная. Под действием северных ветров образующийся лед отходит от берега и создается иллюзия, что можно ходить в порты северного побережья запросто. Нынешний ледовый сезон в Охотском море к экстремально ледовитым также не относится. Я бы сказала даже наоборот, проход к портам северного побережья длительное время не по сезону был, довольно, свободен. Вплоть до середины января в Охотск можно было без особых затруднений пройти, но для этого нужно быть информированным о распределении ледового массива, т.е. иметь ледовую карту, а еще лучше сопровождение, т.к. под воздействием ветра ледовая обстановка может быстро измениться.

Еще до 18 января в ледовом массиве северо-западной части моря на пути в Охотск, образно говоря, «была брешь», которая в результате воздействия погодных условий буквально «захлопнулась». Со второй половины января температура воздуха резко понизилась, и процесс ледообразования резко активизировался по всему побережью. Вышедший 19 января в Охотское море циклон вызвал в северной половине моря сильные ветры восточного, северо-восточного направления, в результате чего пошло сжатие льда, и увеличилась его сплоченность. Но сказать о том, что на подходах к Охотску образовался лед метровой толщины никоем образом нельзя, потому что до 18 января туда можно было пройти по серому, серо-белому льду, толщина которого от 10 до 30 см, если конечно быть информированным о ледовой обстановке и ожидаемом ее изменении.

Наши судовладельцы никак не могут понять, что за специализированную информацию нужно платить, а ледовая информация относится к таковой. Согласитесь, чтобы принять ледовую информацию хорошего качества с Искусственного спутника Земли необходимо иметь довольно дорогостоящее оборудование и, конечно же, специалистов, которые эту информацию профессионально обработают. Но я вас уверяю, что стоимость этой информации не идет ни в какое сравнение с тем, во что обойдутся спасательные работы по снятию экипажа вертолетом и освобождению судов из ледового плена.

Немаловажную роль играет и тот факт, что зарплаты российских моряков, довольно низки, поэтому в последние годы все меньше остается в Отечестве квалифицированных судоводителей с большим опытом работы в суровых Дальневосточных морях. У небольших молодых судоходных компаний нет служб безопасности мореплавания, в которых работают опытные наставники, и нет взаимодействия с Управлениями гидрометслужбы Дальневосточного региона, которые бы дали квалифицированную рекомендацию.

Чтобы не быть голословной в своих выводах, представляем данные с искусственного спутника Земли, по которым можно судить о развитии ледового процесса в Охотском море, накануне и на момент попадания судов в ледовый плен.

Ледовая обстановка за 18 января 2008 г.

 

_________ Кромка льда 

__________ Наиболее благоприятный путь во льду, где лед разреженный, местами чисто  и толщина льда около 20-30см

Ледовая обстановка за 22 января 2008 г.


22 января на подходах к Охотску сплоченность льда значительно увеличилась.

 

Зам. начальника Гидрометцентра Т.П. Щербинина

Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки