Мой город
×

Декабрь в Сихотэ-Алинском заповеднике

11.01.2019 16:39
Декабрь в Сихотэ-Алинском заповеднике

Теперь смотри и слушай:

не музыка ушла под лёд,

а примирилось море с сушей —

зима везде своё берёт…

Лёд барабанной перепонкой

подрагивает, грустный бас

звучит в низах весёлых арий.

И смахивает на гербарий

дубняк прибрежный в этот раз.

Геннадий Лысенко

Последний месяц ушедшего года был переменчивым — потепления сменялось похолоданиями с сильными ветрами. Осадки выпали в самом начале декабря в виде дождя, а снега… не было вовсе. Так, редкие снежинки изредка сыпались из шальных, быстро бегущих туч. Снежинки не успевали долетать до земли, так как их тут же уносило ветром.

Первая декада началась с потепления, 3 декабря днём термометр показал +7 °С. Местами оттаивала земля, а застывший было лёд на Серебрянке, кое-где превратился в крошево из ледяных пластин. Плюсовая температура сохранилась и ночью (+2 °С), а поздно вечером пошёл дождь. Он прилично шумел за окном почти всю ночь, а утром сильный горный ветер быстренько разогнал все тучи. Кругом поблескивали обширные лужи — дождь пролился на уже подмёрзшую землю. Плюсовая дневная температура воздуха вечером сменилась на минусовую, а утром 5 декабря было уже −13 °С при сильном порывистом ветре. Все лужи тут же замёрзли. Потепление сменилось похолоданием, до −18,5 °С утром 9 декабря. До конца декады продолжали бушевать сильные ветры.

Оставшиеся промоины на Серебрянке и ледяное крошево быстро схватились льдом и уже в начале второй декады речка встала. Ещё тонковатый прозрачный лёд громко гукал и трещал под действием силы собственной тяжести, покрывался трещинами, но ледяной панцирь оставался цельным и продолжал наращивать свою толщину.

Среднедекадная температура воздуха по данным Тернейской метеостанции составила −8,9 °С, а осадков в виде дождя выпало 13 мм.

Начало второй декады было относительно тёплым и безветренным. После морозных ночей днями воздух прогревался до −3…0 °С и даже небольшого плюса (16 декабря +1,9 °С). По утрам нас радовали золотисто-розовые рассветы, а днём по небу резво бегали белые курчавые кучевые облака. Казалось, что вернулась поздняя осень или пахнуло весной.

В конце декады вновь поднялся сильный порывистый ветер, нёсший высокие клубы пыли. Эта пыль толстым слоем покрыла речной лёд. Порывы ветра достигали 15–20 м/сек.

Среднедекадная температура воздуха составила −8,7 °С, чуть теплее первой. Осадков не было.

Примерно такая же погода продолжилась и в третьей декаде. Значительно похолодало, и опять задул сильный ветер 27 декабря. Утром термометр показал −20 °С, а днём — −18 °С. Порывы ветра достигали 27 м/сек. Большую часть неба закрывала сплошная серая облачность, похожая на огромное крыло птицы, а остальная часть, северная, была голубой. Значит, и там, высоко, бушевал ветер, возможно, гораздо сильней, чем внизу, на земле.

Холода и ветер продолжались вплоть до Нового года. Ветер буйствовал 84 часа подряд. 31 декабря ветер чуть стих и немного потеплело. Среднедекадная температура оказалась самой низкой за месяц — −10,2 °С. Снега опять не было.

Правда в то время, когда на побережье изредка сыпались едва заметные снежинки, на высоких горах подальше от моря, в верховьях рек и на западных склонах всё-таки ложился небольшой снег. Вершины Сихотэ-Алиня сверкают белизной.

В целом за декабрь выпало 13 мм осадков в ночь с 3 на 4 декабря, при норме декабря 24 мм. Среднемесячная температура воздуха составила −9,3 °С. Для сравнения, в прошлогоднем декабре выпало 44,6 мм снега, а среднемесячная температура воздуха была гораздо ниже: −12,1 °С. Декабрь зимы прошлого года был снежный и холодный.

Парочка лебедей, которая была замечена на Серебрянке в конце ноября, всю первую неделю декабря так и держалась напротив устья Вилки. Иногда они улетали в сторону устья Колхозной протоки, пока там ещё не было льда. Но когда в конце первой декады речка встала, они куда-то отбыли. 12 декабря их видели летящими над речкой. Больше я о них ничего не слышала. Возможно, они откочевали на юг, если не погибли.

В декабре там же, в устье Вилки, на открытой воде можно было увидеть с десяток крякв, две-три утки малых поганок. А в начале второй декады на Серебрянке около моста заметила двух оляпок. Вернее, сначала услышала журчащие звкуки, а потом и увидела двух дерущихся чёрных птичек. Они храбро налетали друг на друга, сливаясь в один клубок, а потом разлетелись в разные стороны. Чего-то не поделили, возможно, территорию. Вскоре заметила оляпку и в Вилке. Обычно они прилетают с верховий в конце ноября, когда там большую часть воды покрывает льдом. А в этом году они появились на Серебрянке и Вилке попозже.

Теперь, проходя по берегу реки, каждый раз вижу маленькую чёрную птичку с задорно поднятым вверх хвостом, то и дело ныряющую в речку. Надо просто внимательно осмотреть берега речки и где-нибудь на ледяном забереге или под ним, на камешке или в воде заметишь её.

Весь декабрь в открытой воде Вилки плавали три парочки крякв и несколько малых поганок. Кряквы иногда взлетали, вспугнутые кем-то, и перелетали на другое место.

Один раз заметила летящего низко над Вилкой в районе моста небольшого, видимо, молодого, орлана-белохвоста. Его хищно изогнутый массивный жёлтый клюв сверкнул на солнце. Наверное, его сюда привлекли те же кряквы. Ведь кроме рыбы, некоторых млекопитающих, падали, он питается и несколькими видами уток, в том числе и кряквами. Как раз перед его прилётом в воздухе мелькнули эти утки.

В начале месяца заметила на ёлке пищюху. Она очень похожа на поползня, но мельче его. Пищуха также ловко лазает по стволу дерева, тихонько попискивает «тсии-тсии», выискивая своим длинным изогнутым клювом в коре насекомых. Отличается от поползня она и цветом. Верхняя сторона тела буровато-коричневая с продольными пестринами, нижняя сторона белая. У пищухи коготь заднего пальца очень длинный, не короче 9 мм. Этот вид встречается в различных типах леса, но нигде не достигает высокой численности. У нас это редкий гнездящийся и зимующий вид. Вот и я пищуху увидела впервые, но сразу её узнала. На этой ёлке она была замечена уже не раз, но не мной. По описанию я определила, что это пищуха. А тут и сама увидела. Живёт она где-то рядом.

На Серебрянке под мостом около полыньи были замечены следы выдры, остатки рыбы, съеденной ею, экскременты. В сумерках люди видели, как выдра катается по льду. Выдра любит поиграть, покататься по снегу с горки, по льду. Летом видели этого зверька на противоположном берегу. Выдра водится и на Бее, и в протоках ближе к устью Серебрянки. А тут в соцсетях мелькнуло сообщение, что один мужчина в этом декабре добыл двух выдр в районе Малой Бухточки (рядом с Тернеем).

Наш орнитолог С.В. Елсуков один раз наблюдал южнее Малой Бухточки целую семью выдр. Он долго просто тихо сидел на берегу моря, а они бегали рядом с ним. Водятся у нас выдры. Правда, зимой, когда речки покрываются сплошным льдом, им приходится искать места, где лёд не сплошной, есть полыньи, куда им можно нырнуть. Иногда в таких поисках зверькам приходится преодолевать не один километр. А море у нас не замерзает, поэтому искать другое место не приходится, если они обитают на побережье.

Охотники говорят, что сейчас невыгодно добывать этого зверька, так как дают за него немного, а в последнее время и вовсе не принимают. Молодёжь сейчас не носит меховые шапки, а раньше шапки из меха выдры были самыми тёплыми и носкими, так как её коротковолосый мех очень густой и прочный. Охотники, возвращающиеся со своих участков в верховьях рек, говорят, что и там выдра встречается.

Вот что писал об охоте на выдру известный хабаровский охотовед и писатель Сергей Кучеренко: «Добывание выдры сложно и требует от охотника высокого мастерства. Основное орудие промысла — капкан. Убить выдру из ружья удаётся очень редко. Стрелять её у полыней и на глубоких плёсах бесполезно, потому что даже смертельно раненная она ныряет в воду и погибает, не доставшись охотнику. Впрочем, и из капкана выдра часто уходит. Можно сказать, что добыча выдры — «высший пилотаж» охотничьего искусства».

В советское время, по словам Кучеренко, выдры добывали очень много, и численность её значительно сократилась. «В таёжных сибирских и дальневосточных реках её ещё не настолько мало, чтобы в Красную книгу занести, но уже и не так много, чтобы продолжать на неё охоту. Запретить охоту на этого милого, смышлёного, полезного зверя нужно было уже давно», — писал ещё в 2007 году охотовед.

По-прежнему в приморских дубняках пасутся кабаны, поедая жёлудь, которого всё ещё много. Грызут жёлудь белки, мышки, расклёвывают рябчики, сойки. Встречаются в дубняках пятнистые олени, косули. Снега нет, им легко передвигаться и находить корм.

Вот только безснежье, сильные морозы и ветры способствуют вымораживанию брусничников и голубичников. Многие кустики брусники из зелёных превратились в белесоватые — подморозило их.

Ждали мы снега в декабре, ждали и не дождались. Пока бесснежная и ветреная зима продолжается. Что-то будет в оставшиеся два месяца зимы, покажет время, а нам остаётся только наблюдать.

Специально для Примпогоды,

Надежда Лабецкая, Сихотэ-Алинский заповедник


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки