Мой город
×

Февраль в Сихотэ-Алинском заповеднике

04.03.2016 12:26
Февраль в Сихотэ-Алинском заповеднике

Есть удивленье лишь, что зимы

так хороши перед концом:

исход зимы —

неотразимо

снег пахнет свежим огурцом.

Геннадий Лысенко

Вот и закончилась календарная зима, но это не значит, что она окончательно сдала свои позиции. Ведь пришедший на смену февралю март может подкинуть свои сюрпризы. А февраль был в меру холодным и в меру тёплым, чаще стояли ясные тихие дни, иногда сменяясь на холодные и ветреные.

Самой холодной была первая декада со среднедекадной температурой воздуха по данным Тернейской метеостанции −10,7 °C. В конце её прошёл небольшой снег, который таял на досках, дорогах, образуя небольшие лужи. Ветер, сорвавшийся с гор, принёс свежие весенние запахи.

Вторая декада была необычайно тёплой, особенно первые её дни с плюсовыми дневными температурами воздуха. 13 февраля днём термометр на метеостанции показал +7 °С. Активно таял снег и оттаивала земля. Потепление это было перед снегом, который пошёл в ночь с 13 на 14 февраля и продолжал идти днём. Снега выпало примерно 40 см высотой, был он пушистый и лёгкий, правда, днём доски под ним чуть намокли. При отсутствии ветра пушистый снег нахлобучил на столбы, штакетник, камни и другие выступающие предметы высокие белые шапки, похожие на куколь патриарха (головной убор в виде сферического купола, обтянутый белой тканью, ниспадающей на спину и плечи). Эти куколи продержались целый день, пока не задул ветер, который смёл их и надул сугробы. На Сретение (15 февраля — встреча зимы и весны) мело и заметно похолодало — утром 16 февраля −27 °С — самое низкое значение температуры за всю зиму. Над ключом и рекой Вилкой поднимался высокий морозный пар. За день температура поднялась до −9 °С, но и при таком минусе на солнышке немного покапало с крыш и чуть подтаивал снег. День выдался тихим и солнечным. Среднедекадная температура воздуха составила −7,2 °С, осадков выпало 18,1 мм.

В третью декаду похолодало — среднее значение температуры воздуха опустилось до −10 °С. Среднемесячная температура воздуха составила −9,2 °С. Прошлогодний февраль быль значительно теплее: −6,2 °С. Осадков выпало в феврале 22,6 мм при норме месяца 18 мм.

В последний день месяца, 29 февраля, шёл мелкий снежок, после чего ночью дул сильный северный ветер.

На ночном небе весь февраль по-прежнему сиял Юпитер, был виден в южной части неба Марс. Убывающий серпик Луны первого февраля прошёл правее Марса, четвёртого февраля — левее Сатурна, а шестого — немного выше Венеры, которая в эти дни всходила из-за сопки уже почти в конце утренней зари. А позже Венера стала нам не видна. Новая и уже полная Луна в предутренние часы прошла ниже яркого Юпитера 24 и 25 февраля.

В феврале были уже заметны признаки приближающейся весны. Довольно рано засеребрились цветочные почки на ивах, сбросив коричневые колпачки. Стали громче посвистывать синички, и отовсюду неслись звонкие крики поползней «пи-и-ть-пи-и-ть». У них начинается песенный период.

В феврале в заповеднике прошёл учёт по «белой тропе». Сейчас такой учёт проводится в местах, где снега много, на мощных снегоходах. Обычные лыжи смотрятся на их фоне простенько.

На западных склонах снега много. И следов зверей здесь достаточно.

Вокруг минерального источника всё истоптано изюбрями — большие наброды. Видно, что в некоторых местах они грызли зубами снег, потемневший от минеральной воды, имеющей буроватый цвет. Такой природный солонец. Видимо, в снеге есть какие-то соли, в которых они нуждаются.

Вдоль дороги в глубоком снегу местами попадаются отверстия, в которых ночевали рябчики. Им под снегом тепло, как под пуховым одеялом, а днём они вылетают оттуда.

А вот белочка нашла под снегом или кедровую шишку, или кладовую, запасённую с осени (свою или бурундука). Она сделала в снегу глубокую ямку, вокруг которой валяется шелуха от скорлупы ореха.

Вот след соболя вьётся вдоль дороги. И изюбрь здесь прошёл. И, конечно, тигр выбрал удобную для продвижения дорогу и оставил на ней свои следы неделю назад. Его следы уже присыпал снег, сразу и не догадаешься, чьи же это следы. Но характерная цепочка выдаёт их хозяина.

Здесь, на западных склонах, не бывает сильных ветров. Снег выпал и лежит на ветках деревьев, пнях, длинных переплетающихся лианах лимонника. Пни напоминают огромные грибы с большими шляпами. А лианы — больших змей. Лес стоит сказочный и загадочный. В нём тихо и солнечно.

Спускаясь на машине с Голубичнинского перевала, люди увидели двух рысей, переходящих дорогу. Звери остановились на обочине и смотрели в сторону машины. Пока люди пытались сфотографировать зверей, а были уже сумерки, на дороге появилась третья рысь, более крупная. Она вела себя осторожно, не остановилась, прошла к тем двоим, и они вместе скрылись в лесу. Это была взрослая рысь с двумя молодыми, семейство. Они и раньше отмечались здесь в фотоловушках.

В конце февраля недалеко от Тернея был замечен гималайский медведь. А через несколько дней здесь же подобрали совсем маленького медвежонка, тоже гималайского. Уже проснулись или кто-то потревожил их сон. Как они перезимовали, ведь нажировочных кормов в тайге перед спячкой было мало, то есть они заснули голодными.

Около кормушек в феврале по-прежнему много птиц, особенно воробьёв. Наевшись, они усаживаются на ветки голубой ели с солнечной стороны и так громко щебечут, что проходящие по дороге люди, поворачивают свои головы в их сторону. А по вечерам воробьи усаживаются на самую высокую ветку старой ивы (её давно пора убрать, да всё что-то жалко), что ближе к дороге, и ждут меня, посылая время от времени в сторону моста разведчика. Воробей долетает до моста, садится на перила и, увидев меня, тут же срывается и летит обратно. Видимо, он сообщает своим собратьям, что я уже близко, и в стае начинается галдёж. Птицы дружно перелетают на грушу и ждут, когда я им подброшу вечернюю порцию пшена и семечек. Тут уж и синички подлетают, и дубоносы.

Дубоносов в конце месяца стало очень много, примерно десять птиц. Они громко цикают, дерутся, прикасаясь толстыми клювами, гоняются друг за другом, сверкая красивыми белыми полосками на хвостах. Птичий цирк. Некоторые из них очень любопытные и пытаются залезть в окно. Вот один из них, поцикивая, приближается к стеклу, чуть наклоняется вниз, поворачивает голову то вправо, то влево, посматривая в окно, и потом клювом стучит по стеклу. При этом он то чуть расправляет крылья, а то и делает полный взмах, как бы собираясь залететь внутрь. Но ничего не выходит. Он отходит в сторону, продолжая недовольно цикать, потом возвращается назад. И так несколько раз. Иногда своим настойчивым стуком дубоносы будят меня по утрам.

Каждый день на Вилке кормилась оляпка. Бросив взгляд на речку или ключик, зная уже наизусть места её кормёжек, обязательно замечала эту трудяжку, которая или ныряла в воду за кормом или, сидя на льду, потряхивала, очередную порцию речной травы. Когда русло реки в сильные морозы перехватывало льдом, она паслась в ключике. По утрам, когда над водой поднимались клубы морозного пара, она сидела на камешке в туманном мареве, греясь на солнышке, и тихонько напевала свою утреннюю песню. А по вечерам, уже в сумерках, она пристраивалась на камешке в устье ключа рядом с бережком и тоже напевала, но уже вечернюю песенку.

Её соседом по ключику был горный дупель, который тоже почти каждый день кормился здесь, чуть повыше, ковыряясь своим длинным клювом в донных отложениях. Как-то в очередное морозное утро он пролетел над водой в клубящемся морозном тумане, просвечиваемом солнцем, с громким чуть жалобным криком.

Зимующих у нас уток в феврале можно было увидеть на протоках Серебрянки в районе Пионерского. Здесь их скапливалось иногда до сорока птиц. Больше всего было крякв, селезней с яркими зелёными головами и скромных коричневатых утиц. Попадались среди них чирки, крохотные (по сравнению с дородными кряквами) малые поганки. Иногда проплывала под берегом парочка больших крохалей — у самца голова чёрная, а у самки рыжая. Заметны были и гоголи своим контрастным чёрно-белым оперением — большая чёрная голова с белым пятнышком под глазом, чёрная спинка и белые грудь и брюшко.

Ещё морозно по утрам, ещё лежит снег, но чувствуется на лице тёплый солнечный пригрев. Не зря февраль в народе называют бокогреем. Ну, а март ещё покажет, каким он будет.

Специально для Примпогоды Надежда Лабецкая

Сихотэ-Алинский заповедник


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки