Мой город
×

Февраль в Сихотэ-Алинском заповеднике

07.03.2018 15:08
Февраль в Сихотэ-Алинском заповеднике

Утро февральское норовом лютое,


Ветры прощальной зимы пресловутые:


Вредные, колкие, хлёсткие, дерзкие…


Есть основанья для этого веские.

Натали Самоний

Вот и закончилась календарная зима. Последний зимний месяц февраль был переменчивым — холода перемежались оттепелями, тихие солнечные денёчки сменялись ветреными, иногда сыпал снег. Но главное, уже ощутимо пригревало солнце, подтаивал и становился рыхлым снег, кое-где поблескивали лужи, замерзающие ночью. И день стал заметно длинней.

Первая декада была самой тёплой — по данным тернейской метеостанции среднедекадная температура воздуха составила −9,6 °С. Снега за декаду выпало 8,3 мм. Особенно тёплыми оказались два последних дня декады — 9 и 10 февраля (+1,9 °С).

После оттепели похолодало, и задул сильный порывистый ветер — 12 февраля и в ночь на 13 порывы достигали 21–23 м/сек. И дул такой ветер 45 часов кряду. При низкой температуре воздуха ветер был просто обжигающим.

Вторая декада оказалось самой холодной в феврале — в среднем за декаду −11,1 °С. Осадков выпало мало — 0,7 мм. На китайский Новый год чуть потеплело. Днём 16 февраля термометр показал −4…−2 °С, хотя утро было морозным — −20,5 °С.

Третья декада была уже теплее — −9,8 °С, снега выпало 3,6 мм, который пришёлся, в основном, на 23 февраля. После этого снега вновь задуло со скоростью ветра 20 м/сек и больше в течение 10 часов. Сдуло и свежевыпавший снег, и более ранний, местами вновь оголив почву.

Среднемесячная температура воздуха составила −10,2 °С, снега выпало 12,6 мм при норме февраля 18 мм.

Последние дни февраля были тихими и тёплыми. Вновь подтаивал снег, местами образуя лужи. Сугробы заметно осели и потемнели, подсохли дороги. Но… первого марта опять пошёл снег и замело.

Весь месяц февраль отовсюду неслись громкие протяжные крики поползней: «виит-виит» или «циит-циит». Только откроешь дверь на улицу, и тебя тут же приветствует этот звонкий крик. Знать, где-то тут неподалёку.

Поползень — шумная птица, с большим репертуаром различных громких звуков. Во время поиска корма издаёт частые короткие посвисты «тью-тью-тью», а иногда «тцит» либо более протяжные «тци-ит», из-за которых их когда-то прозвали «ямщиками».

Птицы становятся особенно крикливыми в начале сезона размножения — в конце зимы и весной. В это время начинается период пения, хотя до гнездования ещё далековато. Да и гнездо надо ещё приготовить.

Птицы моногамны (на одного самца приходится одна самка), пары сохраняются в течение всей жизни. Они ведут осёдлый образ жизни, и если их не беспокоить, придерживаются одной территории. Свой участок они охраняют круглый год. В зимнее время могут откочёвывать к югу. Зимой они обычно присоединяются к стайкам синиц.

Постройкой гнезда занимается самка в течение двух недель. Для этого подыскивается подходящее дупло на высоте двух метров над землёй, а то и более. Иногда поползни используют старые гнёзда дятлов, либо находят естественные полости деревьев. А можно сделать искусственные дуплянки, и птицы поселятся в них.

Если отверстие велико, птицы, чтобы защититься от хищников, замазывают его глиной, иногда вместе с навозом, оставляя лишь небольшой леток диаметром около 3,5 см. Выстилается дупло кусочками коры или древесных листьев. Подстилки много — так что яйца зачастую почти полностью в неё погружены. В сезон бывает только одна кладка, и приходится она на конец апреля начало мая. С началом насиживания птицы смолкают и становятся малозаметными. Насиживает одна самка. За птенцами ухаживают оба родителя, принося им пищу до 350 раз в день. В условиях дикой природы поползни живут около 11 лет!

Поползень — всеядная птица. Летом в его меню преобладают насекомые, а осенью и зимой они питаются лесными орехами, желудями, семенами хвойных деревьев и ольхи. Орехи и жёлуди затаскивает в щель и обрабатывает их клювом, как дятел.

В любое время года птицы делают запасы впрок, пряча по отдельности каждое семя в щелях ствола дерева и маскируя его лишайником или кусочком коры.

Склонность к зимним запасам хорошо описана у выдающегося российского орнитолога Сергея Бутурлина: «Прилетев на кормовой столик с насыпанной коноплёй, он, пригнувшись, торопливо хватает 10–15 зёрен и стремительно улетает с ними в лес. А через две-три минуты он уже опять здесь и снова «грузится», быстро набирая в свой длинный клюв конопляные зёрна (рядком, как горошины в стручке)».

Зимой поползни охотно кормятся у меня на кормушке, постукивая по утрам в окно. Чтобы коты не запрыгивали на кормушку, я положила сверху несколько поленьев. Поползни охотно расклёвывали семечки на поленьях, засовывая их в щели коры и усердно долбя их своими длинными клювами. Среди поленьев то и дело мелькали их головы, хвосты, спинки. Так продолжалось, пока я не убрала поленья, так как они загораживали мне весь вид за окном. Но поползни некоторое время продолжали кормиться тут же, устраиваясь вниз головой на стенках кормушки. Потом они всё-таки стали улетать то на дерево, то стену дома.

Кроме поползней у меня весь февраль продолжали кормиться синички, гаички, одинокий дубонос и огромное количество воробьёв, которые семечкам предпочитали пшено, которое я сыпала им прямо на землю. Как-то залетел одинокий свиристель с жёлтым кончиком хвоста. Посидел немного на груше и улетел, он ест ягоды и насекомых. Если бы я угостила его кусочками яблок, то ему бы они понравились, но сначала он должен их распробовать, привыкнуть. Незнакомый корм птицы едят не сразу.

Как-то на птичий гомон залетел большой пёстрый дятел. Долго сидел около кормушки, осматриваясь по сторонам, но семечек не попробовал. У дятлов в феврале тоже наступило начало брачного периода. В лесу далеко разносится их частая дробь — самцы привлекают самок.

На левобережье Серебрянки в сухой траве, где ветром сдуло снег, кормятся стайки чечёток. Эти хорошенькие птички, меньше воробья, необычайно подвижны и хорошо заметны по своим пунцово-красным шапочкам. Вот их шумная ватага обсыпала ветки ольхи. Птички перепрыгивают с ветки на ветку, перекликаясь между собой, и вдруг все разом снимаются и перелетают волнистым полётом на соседние деревья, причём всё время слышится их громкое «чи-чи-чи» или «чет-чет».

Чечётки — наши зимние гости, прилетающие к нам с севера. Ранней весной они вновь откочёвывают на свою суровую родину, в тайгу и тундру И в марте, и в начале апреля мы можем видеть большие их стайки на полянах вдоль рек, где они кормятся в сухой траве.

В феврале в заповеднике прошёл учёт «по белой тропе». За шесть дней учётчики прошли маршруты протяжённостью 400 километров. В учёте были задействованы восемь снегоходов и 27 человек, которые зафиксировали по следам и визуально 20 видов животных.

Снега в тайге много (70–100 см), поэтому следы копытных в глубоком снеге распознать иногда было трудно. Но следы тигра ни с какими другими не спутаешь, только определить точно размер следа бывало сложно.

В дубняке примерно в десяти километрах от моря снега около 30 сантиметров. Снег изрыт кабанами, они находят под снегом жёлуди. Вот навстречу учётчикам, спускающимся по склону, медленно поднимается крупный секач, опустив голову вниз. Его рыло в снегу — он только что искал жёлуди. Кабан не сразу заметил остановившихся людей, пока один из них не стал искать в рюкзаке фальшфейер, на всякий случай. Зверь услышал шум, уловил движение, резко поднял голову, шумно втянул в ноздри воздух и… подался в сторону, быстро удаляясь.

Вот в глубоком снегу видны лунки, где ночевали рябчики. Возле них видны следы их крыльев и цепочки следов. А вот здесь прошла парочка косуль, оставив на снегу экскременты. Здесь пробежал соболь. Белка наследила вокруг своей кладовой, где она осенью спрятала кедровые орешки, а сейчас съела.

Около дуплистого дерева наследила рысь, она отдыхала в дупле, расположенного у самого комля дерева.

На обочине дороги, идущей из Тернея в Пластун, часто пасутся пятнистые олени, поедая ветки молодой поросли. В стаде может быть до десяти оленей. Бывают здесь и изюбри. Дорога хорошо охраняется, так как машин по ней проезжает немало.

Наступивший март пока не балует нас теплом, зима не хочет покидать нас, но весна неизменно наступит.

Специально для Примпогоды,

Надежда Лабецкая, Сихотэ-Алинский заповедник


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки