Каким был декабрь в Сихотэ-Алинском заповеднике
12.01.2009 15:42
Одеялом кружевным укрыла землю,
Занесённые деревья и дома
Под метели песни тихо дремлют
И задумчивый стоит притихший лес,
И застыла зимняя природа
В ожиданьи сказочных чудес,
В ожиданьи сказочного года.
Вот и закончился декабрь первый месяц зимы и последний месяц года. Зима полностью вступила в свои права, и, казалось бы, должна была проявить всю полноту своей власти, но первые дни месяца были по-осеннему мягки, да и в целом декабрь, за исключением нескольких дней, был на удивление тёплым.
Со второго на третье декабря выпало около 12 см мокрого снега, закончившегося непродолжительным дождём. Дождь сразу заметно осадил снег и создал на поверхности ледяную корку, что не позволило ветрам в последующие дни его выдуть.
Средние дневные температуры двух первых декад декабря на восточных склонах Сихотэ-Алиня держались на уровне -3 -5°С, на солнцепёке доходило до 0°С, так, что капало с крыш, ночью подмораживало до -13 -16°С, иногда столбик термометра опускался до -20°С. На западных склонах было гораздо холоднее, до -24 -26°С днём, и до -30 -32°С по ночам.
Дни 16 и 17 декабря были самыми тёплыми в этом месяце – днём от 0 до +2°С, вечером -2°С, очень тихо, безветренно. Но 18 декабря подул сильный западный ветер, и температура упала до -12°С. В ночь с 19 на 20 выпала небольшая порошка, последующие дни опять были ветреными.
В последние дни третьей декады 26, 27 и 28 декабря зима всё же решила проявить себя по-настоящему. Столбик термометра опустился до -20°С днём, при этом подул очень сильный западный ветер-горняк. Его порывы достигали 18-20 м/с. В лесу ломались и с треском падали на землю громадные деревья, всё живое затихло, попряталось по норам и убежищам, чтобы переждать лютый холод. К 29 декабря ветер утих, и Новый год мы встретили без особых природных катаклизмов, но новогодним снежком нас декабрь так и не порадовал.
В связи с тем, что средняя температура декабря была относительно тёплой, многие речки и ручьи снова частично освободились от ледового покрова, а некоторые так и не замерзали совсем. Даже на западных склонах в районе кордона Нечет, ручей Нечет по большей части так и оставался свободным ото льда.
Это обстоятельство очень хорошо использовали в своих целях оляпки. Этим удивительным птицам не страшны зимние морозы. Смело ныряют они в ледяную воду и выискивают под камнями различных водных насекомых и ракообразных. С удивительным упорством раз за разом, не переставая, в течение пятнадцати минут оляпка полностью погружается в ручей и выныривает в другом месте или бегает по мелководью по грудь в воде и что-то быстро склёвывает в воде, а потом с криком перелетает на другое место и всё повторяется опять.
В конце месяца, в дни жуткого ветра большинство водоёмов снова сковало льдом. Морозы были настолько сильны, что во многих местах образовались сильные наледи. На побережье ручьи, стекающие с отвесных скал, были закованы теперь в сплошной ледовый панцирь и представляли собой красивые многоступенчатые ледопады.
Для обитателей побережья то обстоятельство, что снежный покров был невелик, очень облегчило их существование. Копытные держались рассредоточено и легко находили себе корм. Олени и изюбри предпочитали держаться в поймах ключей, где много молодых веток ивы и опавших листьев ольхи, а также на открытых полянах и в пятнах усыхания дубняков. Там они поедали молодую лещину, берёзу и дуб. Кабаны промышляли желудями в дубняках. У них уже начался период гона. Косули предпочитали луга и перелески. Они уже сбросили рога, а изюбри только начали это делать.
Для обитателей темнохвойной тайги прошедший декабрь тоже не был особенно суровым, хоть там и лежал сплошной снежный покров, корм было найти довольно легко. В эту зиму расплодилось много мышей и такие животные, как соболь, колонок, горностай легко добывали себе пропитание.
Ещё весь декабрь падали с кедров полурасклёванные птицами кедровые шишки, которые с удовольствием поедали кабаны. Эти же шишки составляли основной корм и для белок.
В свою очередь белки послужили пищей ещё одному очень интересному и редкому осёдлому обитателю хвойно-широколиственных лесов - хохлатому орлу. Пара этих крупных хищников поселилась в верховьях реки Таёжной, в одном из глухих распадков. Каждое утро, чуть только забрезжит рассвет, можно было слышать их негромкий своеобразный клёкот. Несколько лет назад они устроили себе гнездо в вершине огромного кедра. Во второй половине марта самка отложит в него одно белое с сероватым налётом яйцо, которое будет насиживать более месяца. Молодой птенец покинет гнездо в начале июля. Кроме белок добычу хохлатых орлов также составляют зайцы, реже птицы и змеи.
Сойки и кедровки – эти неугомонные обитатели тайги, тоже добирают остатки урожая кедровых орехов из ещё висящих на деревьях шишек. Ну а когда совсем уж прижмёт голодная нужда, то активно используют свои запасы, спрятанные в лесной подстилке, безошибочно находя их под снегом. То тут, то там часто встречаются на снегу раскопанные птицами кладовые.
Часто в теплые послеобеденные часы, когда солнышко пригревало не по-зимнему жарко, на таёжных опушках можно было услышать весёлую трель синичек и задиристый писк поползней. Носятся они целыми стайками, обследуют каждый сучёк, трещинку, щёлочку в коре деревьев, выискивают спрятавшихся там насекомых. А вот в черте посёлка, где люди подкармливают их, предпочитают семечки, хлебные крошки, сало и кедровые орешки, если предлагают. Орехи особенно любят поползни, так и норовят набрать их в клюв побольше, унести и спрятать про запас, или засунут орешек в щелку и вмиг расколют своим острым клювиком, а потом лакомятся вкусным ядрышком.
Иногда кормушки посещали свиристели, снегири, сойки, даже дятлы. И, несмотря на тёплый малоснежный декабрь, всем хотелось попробовать предложенное человеком угощение.
Фотографии Бондарчук С.Н