Мой город
×

Май в Сихотэ-Алинском заповеднике

09.06.2018 16:06
Май в Сихотэ-Алинском заповеднике

Листвы лазоревую прелесть


Апрель передоверил маю,


Весна вступила в свою зрелость,


Расцвет природы принимая.


Николай Глазков

Быстро пролетел май — последний месяц весны. Мне он показался поистине весенним, приветливым, радующим нас своей первой нежной зеленью деревьев, кустарников и цветущими травами. Но, сравнив нынешний май с прошлыми годами, я удивилась — он оказался на градус с лишним (в среднем) холоднее. А это весьма ощутимо.

Особенно холодной оказалась первая декада — среднедекадная температура воздуха по данным Тернейской метеостанции на побережье составила +5,2 °С. Первая декада мая оказалась холоднее последней декады апреля более чем на два градуса (+7,5 °С). Сказалось действие циклона, принёсшего в Приморье большие осадки и похолодание в первые числа мая. 3 мая в Тернее выпало 31,4 мм осадков, а в целом за декаду — 46,7 мм, что вызвало значительный подъём воды в реках и ключах. Порывы штормового ветра в этот день достигали 20 м/сек. На высоких горных вершинах и перевалах выпал мокрый снег.

Мне пришлось 6 мая возвращаться в Терней из Владивостока самолётом. Начиная почти с юга Приморья, повсеместно на высоких горных отрогах лежал снег. Подлетая к Тернею, когда самолёт снижается, всегда любуешься побережьем, озёрами, высокими вершинами гор. Две белоснежные вершины наших Верблюдов величественно возвышались над густой низкой пеленой облачности, пронзая её пышную подушку.

Ведь у нас два Верблюда. Первый, который раньше назывался горой Хунтами высотой чуть более 1 100 метров, ближе к морю. Мы видим его трапециевидную вершину с Благодатного, с дороги, ведущей в Пластун. Севернее первого располагается второй Верблюд высотой чуть за 1 300 метров над уровнем моря. Обе горы принадлежат южной оконечности хребта Дальнего (Поднебесного).

Топографы назвали обе вершины Верблюдами. Может, они хотели сказать, что это один двугорбый верблюд, а может, — два одногорбых? Загадка.

Вторая декада мая была уже гораздо теплее, +10,3 °С, и менее дождливой — за декаду выпало всего 4,2 мм осадков. Случались в эту декаду тёплые и даже жаркие дни. В один из таких жарких дней 12 мая (+25,5 °С) вокруг солнца наблюдалось большое гало с радужной окраской внизу круга. Это оптическое явление возникает из-за преломления лучей во взвешенных в земной атмосфере ледяных кристалликов на высоте 5–10 км. Ухудшения погоды после этого не было, но дни стояли пасмурные с частыми туманами.

Среднедекадная температура воздуха в третью декаду составила +10,5 °С. Самый жаркий день месяца (+31,6 °С) пришёлся на 21 мая. В этот день дул тёплый горный ветер, а к вечеру температура воздуха понижалась волнами — то становилось прохладнее, то опять теплело. В эту декаду выпало 11,4 мм осадков.

А в целом, за месяц выпало 62,3 мм осадков при норме мая 79 мм. Среднемесячная температура воздуха составила +8,7 °С.

Май — время облиствления леса, когда постепенно из коричневого он превращается в нежно-зелёный. Берега рек, окаймлённые цветущими ивняками бледно-жёлтого цвета, в начале мая приобретали поначалу едва заметный зелёный аспект, со временем набирали густоту и оттенки нежно-зелёного. А в долинах уже зеленели черёмуха и чозения. Чозения это тоже ива, только высокая. Её ещё называют кореянкой, потому как описал это дерево, найденное в Корее, японский ботаник Такэносин Накаи, назвав её Chosenia Nakai, а Корея с 1392 по 1897 год называлась Чосон. Отсюда и «чозения», что в переводе означает «кореянка».

В середине первой декады лопнули почки у тополя и ольхи. На сопках в мае очень пышно цвёл рододендрон сихотинский. На концах побегов цветов было так много, что казалось, будто им тесно. Обычно их бывает от 2 до 4, но в эту весну их было гораздо больше, поэтому они выглядели так пышно. Буйно цвели даже те кустики, которые были объедены изюбрями и косулями.

Уже после цветения я посчитала семенные коробочки — на каждом побеге было от 9 до 12 цветов. Такое интенсивное цветение бывает очень редко — раз в 40–50 лет. Видимо, в прошлом году, когда на рододендроне завязывались цветочные почки, для этого были благоприятные погодные условия, которые и обеспечили такое буйное его цветение в эту весну.

Зелени заметно прибавилось после тёплого дня 12 мая. Пошли в рост листья берёзы, и повисли, слегка покачиваясь на ветру, её серёжки. Упали на землю запашистые клейкие колпачки с тополя, освободив листочки для дальнейшего роста. Зазеленела яблоня, сирень амурская, боярышник. По берегам рек и ручьёв зацвела калужница.

В конце второй декады лопнули почки у ильма и зазеленели на южных склонах, защищённых от холодных морских ветров, дубняки. Это зелёное море с каждым днём ширилась, всё больше заполоняя сопки и закрывая просветы между деревьями.

Вскоре зацвела черёмуха, чуть раньше обычного, набрала цвет яблоня маньчжурская.

А в конце месяца полетел пух с ивы, напоминая о грядущем лете, раскрылись первые белоснежные колокольчики ландышей, массово цвела ветреница удская, зацвёл клён мелколистный. Пошли в рост розово-коричневые ажурные листья аралии, пучком возвышаясь над толстыми колючими ветками. Зазеленела липа и ясень. Майские события следовали одно за другим бесконечным валом.

Вот как описывал в дневнике 25 мая свои весенние ощущения Михаил Пришвин: «Всюду сверкает ослепительно молодой берёзовый лист и стыдливо с бурого цвета, но тоже смолисто-блестящий начинается липовый и осиновый лист. Сверкая, переливалась капля росы на хвоще, а я принял это за жизнь: каплей росы в майское утро сверкала жизнь в её возможностях, в истинном её назначении. Мне было, будто я в своём полном разуме и чувстве вновь только что родился и, не зная, что будет завтра, всему удивился».

В первые дни мая выполз из-под крыши амурский полоз Тихон. Он удобно расположился на лозе винограда, чтобы погреться на солнышке. Полоз уже вырос до полутора метров, выглядел весьма упитанным и очень ярким — жёлтое брюшко и оранжевые полосы поверху. Но местные воробьи, завидев своего недруга и вспомнив, как прошлым летом он таскал яйца из их гнёзд, всполошились и громким чириканьем заставили его удалиться под крышу.

Недели через две в жаркий день Тихон спустился по лозе винограда вниз на землю и пополз в траве через огород к забору. В траве он был не виден, но путь его обозначала колышущаяся трава. Воробьи опять его заметили и сопровождали Тихона громким чириканьем. А он проник через забор и подался в лес.

Весь месяц в нижнем течении Серебрянки были заметны белые и серые цапли. Они или бродили на мелководье, или сидели на деревьях. А в конце мая я заметила в устье Вилки на берегу, заросшем молодым ольховником, трёх египетских цапель. Тут же бродили молодые бычки. Цапли гонялись за бычками, а те от них отбегали в сторону. Мне показалось, что цапли хотели ущипнуть бычков. Скорее всего, в южных странах они привыкли питаться насекомыми, находя их в шерсти буйволов и других крупных животных. Для этого они взбирались к ним на спины. Наверное, эти египетские цапли хотели сделать то же самое и здесь, на спинах бычков. Но те к этому не привыкли, поэтому и убегали от цапель.

Ту же картину наблюдала одна владелица коровы, которая целый день находилась рядом со стадом, пасшееся на левобережье Серебрянки. Южные иностранки гонялись за коровами, а те отбегали от них в сторону.

12 мая первый раз услышали в распадке кукушку. Поначалу она подавала голос редко, а потом её «ку-ку» стало раздаваться и в посёлке, и на левобережье Серебрянки.

На Благодатном после сильного шторма появился бурый медведь. Его не раз видели на южной оконечности озера. На берегу бухты были многочисленны следы выдры, енотовидной собаки, пятнистых оленей, косуль. А на западном берегу озера, напротив смотровой вышки, можно было каждый день увидеть изюбрей, косуль, оленей, которые заходили в воду в поисках водорослей. Пятнистых оленей можно было встретить и в дубняке около дороги.

Около тропы, ведущей к мысу Северному, много пороев кабанов. Комья вывернутой земли лежат и на деревянном настиле. Звери совсем недавно были здесь.

В конце мая начался отёл у копытных. Вот на рыжей прошлогодней листве дуба у ствола дерева свернулся калачиком крохотный, только что родившийся оленёнок. Он еле заметен, цвет его шерсти сливается с цветом листвы. Только белые пятна на спине детёныша привлекают взгляд. Его чуть прикрывают упавшие ветки. Он затаился и не двигается. Где-то рядом находится его мама.

Наступил июнь — время массового цветения разнотравья, деревьев и кустарников, что порадует нас своей красотой и, может, удивит.

Специально для Примпогоды,

Надежда Лабецкая, Сихотэ-Алинский заповедник


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки