Сихотэ-Алинский заповедник: Декабрь
15.01.2016 16:57
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
Иван Суриков
Декабрь закончил год и начал зиму. Был он очень контрастным с чередой тепла и холода. А порой удивлял и даже огорчал, когда поверх выпавшего снега поливал дождь. Он был богат на осадки и теплее обычного.
Декабрь стал удивлять нас с самого своего начала. Морозный день второго числа потеплел к ночи, и начавшийся днём снег, сначала пушистый, превратился в мокрый и тяжёлый (выпало примерно 30–35 см), а утром третьего полил дождь. Шёл он до обеда при температуре воздуха +5 °С. К вечеру похолодало, поднялся ветер. В последующие дни установилась морозная погода при сильном ветре. Суточный ход температуры воздуха был близок к нулю. Поверх мокрого снега образовалась ледяная броня, все дороги покрылись льдом.
Потеплело 8 декабря, до −1 °С днём. Закапало с крыш, лёд стал подтаивать. 9 и 10 декабря днём держалась плюсовая температура от +2 °С до +4 °С, а ночью десятого при нулевой температуре шёл мелкий моросящий дождь.
Всего за декаду по данным Тернейской метеостанции выпало 41,2 мм осадков, среднедекадная температура воздуха составила −5,6 °С.
Вторая декада была переменчивой — тёплые дни сменялись морозными. 15 декабря выпал небольшой снег до 5–6 см высотой, который таял на досках, на асфальте. К концу этой декады на Серебрянке подо льдом оставались по-прежнему только протоки и мелководья, а местами льда даже стало меньше. Устье реки было частично покрыто тонким прозрачным льдом. Кое-где он ломался, и большие куски его медленно уносило течением в море.
Окончательно замёрзли озёра Благодатное и Японское.
За вторую декаду выпало 4,4 мм осадков, а средняя температура воздуха составила −4,6 °С.
Первые дни третьей декады стояли по-прежнему тёплыми. Днём на дорогах стояли лужи. Похолодало ближе к середине декады. Наступившие морозы усиливались порывами шквалистого ветра. Самым холодным выдался день 27 декабря, −20 °С утром и −15…−14 °С днём при сильном ветре, порывы которого достигали 31 м/сек. Ветер стих, и морозы чуть отступили в самые последние два дня уходящего года. За эту декаду осадков не было, средняя температура воздуха составила −10,1 °С, то есть декада была самой холодной за месяц. К концу месяца Серебрянка почти вся покрылась льдом, но около моста через реку и кое-где ещё остались незамёрзшие полыньи.
Всего за месяц выпало 45,6 мм осадков при норме декабря 24 мм. Среднемесячная температура воздуха составила −6,8 °С. Для сравнения, в прошлом 2014 году в декабре выпало 81,8 мм осадков, а среднемесячная температура воздуха была гораздо ниже: −11,6 °С. То есть декабрь 2015 года выдался очень тёплым.
В декабре на ночном небе были заметны яркие росчерки метеорных потоков — геминидов. Их активность пришлась на 5–15 декабря, а максимум — на ночи 14 и 15 декабря, особенно в предутренние часы. Некоторые оставляли длинный широкий след, медленно пересекающий ночное звёздное небо. Звездопад называется «Геминиды», потому что радиант метеорного потока приходится на созвездие Близнецов (лат. Gemini — близнецы).
По-прежнему на декабрьском небе царствовали Юпитер и Венера. К утру Юпитер находился высоко на юго-западе, а крупная Венера висела невысоко на юго-востоке. Между ними можно было найти более мелкий красноватый Марс в паре с яркой звездой Спика, самой яркой в созвездии Дева.
На незамерзающем русле Серебрянки в декабре держалось много уток. Как-то в устье насчитала около ста крякв, отдельными группами разместившихся на краю льдин. Рядом с ними часто появлялись орланы-белохвосты. При их приближении утки кидались врассыпную, стараясь подальше отплыть от хищных птиц. Кроме рыбы орланы питаются и утками, поэтому они их боятся.
Орланы подолгу сидят на деревьях, растущих на краю высоких обрывистых скал, и обозревают отсюда всю окрестность. С высоты им хорошо видно и устье реки, и Колхозная протока, где сидят рыбаки. В местах рыбалки их скапливается много. Бывали случаи, когда орлан подсаживался к рыбаку метров на 50–70. Совсем рядом.
В своей книге «Птицы Северо-Восточного Приморья» С. В. Елсуков пишет, что в период осеннего пролёта: «Имеются наблюдения успешной охоты орлана на чернозобую гагару, японского и берингова бакланов, на восемь видов уток, сизую, озёрную и чернохвостую чаек, восточную серую ворону, краснопёрку, морского бычка. Спугивались орланы со свежих останков лисицы, енотовидной собаки». Кроме перечисленного в разные периоды года бакланы питаются пиленгасами, камбалой, минтаем, осьминогом. В период нереста они успешно ловят на протоках рек и озёрах тех же пиленгасов и горбушу. Встречаются орланы на жертвах тигра и на останках дикого зверя, отстрелянного человеком. Пищи им хватает.
Недалеко от устья Колхозной на открытой воде тоже много птиц. Здесь кряквы, гоголи, малые поганки, чайки, и опять орланы. Чайки то и дело подлетают к уткам, которые активно ныряют в воду за пищей, и пытаются отобрать у них еду. Это не всегда у них получается, так как утки прогоняют их. Они быстро двигают своими лапками в воде и развивают большую скорость, почти летят к чайке в брызгах раздвигаемой ими воды, угрожая им. Но чайки настырные, они вновь и вновь подлетают к уткам и пытаются поживиться за их счёт.
Выше по речке, около Байбаченова, в декабре плавали большие крохали в окружении гоголей и крякв. Крохали гораздо крупнее своих соседей, плавают как большие белые пароходы, горделиво поднимая головы на своих длинных шеях. Держатся обычно парочками — у самца голова чёрная, а у самки рыжая с развивающимся на ветру хохолком на затылке. За ними тоже идёт охота. Хищная птица, поменьше орлана, коричневая спина, испод крыльев и голова светлые, хвост белый с тёмной полосой по краю. Их тоже парочка. Ястребы кружат над рекой, где находятся крохали. Предполагаю, что это зимняки. У С. В. Елсукова: «Объекты удачной охоты зимняка: пуночки, озёрные чайки и большие крохали». Обычной их пищей являются мышевидные грызуны, которых в этом году было великое множество.
Птиц около домов в декабре собралось много после того, как выпал снег и после дождя на поверхности его образовалась толстая ледяная корка. Большое количество воробьёв, синицы, гаички, поползни, ближе к лесу — сойки, дятлы.
Птицы охотно поедали семечки, пшено, крошки хлеба. Один любопытный поползень всё пытался пробраться через окно. Постукивал в стекло, наклоняя голову то вправо, то влево. Растопыривал свой хвост, расправлял крылышки и поднимался вдоль стекла выше, выше в поисках входа, которого он так и не нашёл. Когда он сидел, у него ритмично раздувалось горлышко, видимо он покрикивал. Через стекло не было слышно. Он появлялся каждый день с утра, но потом перестал прилетать. Возможно, улетел в другое место, а возможно, кошки съели.
В середине декабря на грушу, где скапливаются птицы, которые у меня кормятся, прилетел один серый скворец. Долго сидел нахохленный на ветке, был неактивный. Почему-то не улетел на юг, остался здесь на зиму.
После морозных дней с сильным ветром в конце декабря многие заметили, что на кормушки перестали прилетать синички, которые кормились здесь прежде. Возможно, погибли от холода.
Как-то наблюдала стайку длиннохвостых синичек на моих стриженых лиственницах с густой шапкой веток. Я стояла очень близко, могла протянуть руку и дотронуться до птичек. Они тихонько посвистывали, как бы перекликаясь друг с другом, и перелетали с ветки на ветку, склёвывая почки на молодых побегах. Вот сразу две птички повисли вниз головой на одной ветке в поисках почек. Синицы очень подвижны и не сидят подолгу на одном месте. Мелькают, мелькают и вдруг все сразу взлетают и улетают по своим делам. Их белые пушистые грудки и низ чуть отливают розовым цветом. Маленькие головки и глазки-бусинки, тёмные спинки с розовыми полосками на плечах, длинные хвостики. Очень симпатичные птички.
На Вилке опять живут две оляпки. Часто вижу, как они гоняются друг за другом, громко покрикивая «чрэк-чрэк». Ссорятся. Обычно и в ссоре они летают только над речкой, точно повторяя все её повороты. Но один раз они нарушили свои правила, пролетев над дорогой, залетели в переулок Лазо, затем круто развернулись и вернулись к речке.
Заметила парочку оляпок и около моста через Серебрянку. Оляпок стало больше. Эта парочка тоже часто гоняется друг за другом. Как-то вечером, уже почти в сумерках, одна из них долго сидела на краю ледяного заберега и заунывно пела свою вечернюю песню.
В первые дни нового года на песчаном пляже одной из бухт в заповеднике были отмечены следы двух тигров. Судя по небольшому размеру пяток, это тигрица с тигрёнком. Две цепочки их следов, идущих рядом, протянулись с середины бухты в сторону мыса. Следы свежие, только что прошли, наверное, утром.
У подножия высокой морской террасы тигры задавили кабана. Кабаны с подветренной стороны склона устроили себе гайно из сухих дубовых листьев, в которых спали ночью. Тигры здесь и настигли свою жертву. Затащили её на высокую террасу, заросшую дубом, и устроили трапезу. Когда они ушли, на остатки пищи слетелись орланы, вороны, сойки, синицы. Отметилась здесь и рысь. Она живёт здесь давно.
Каждый зверь ищет себе пищу. Белки настойчиво бегают от кедра к кедру, роясь в снегу под каждым деревом в поисках шишек с орешками. Но урожай кедра невелик, белке приходится искать другую пищу. Пригодились бы и жёлуди, но и у дуба в этом году плохой урожай. В зимний рацион белки входят семена других хвойных пород, ели и пихты. Если нет и этого, белки переходят на питание цветочными почками ели. Аварийной пищей для белки служат различные древесные лишайники. Не чураются они и животной пищи — были случаи, когда они ели клестов. Иногда белка обгладывает сброшенные рога изюбрей.
Снега в прошедшем декабре выпало много, больше месячной нормы, но выпал он почти весь сразу в начале месяца. И уже кажется, что его давно не было. Впереди ещё большая часть зимы и время покажет, какой она будет.
Специально для Примпогоды Надежда Лабецкая
Сихотэ-Алинский заповедник