Мой город
×

Сихотэ-Алинский заповедник: Ноябрь

13.12.2019 17:38

Месяц на небесах

Будто скорчился весь от мороза —

Похолодало.

Исса (1768–1827)

Вот и ноябрь завершился, поставив точку в осеннем марафоне. Последний месяц осени был переменчивым — то тёплым и сухим, то холодным и ветреным, с первым снегопадом, правда, вперемежку с дождём, после чего всё покрылось льдом, ходить по которому было не только неудобно, но и опасно.

Первая декада ноября была ещё относительно тёплой с нарастающими утренними морозцами и иногда сильными горными ветрами. По данным тернейской метеостанции, осадков за эту декаду не было, а среднедекадная температура воздуха составила +1,4 °С.

В начале второй декады прошли обильные дожди, а уже в середине месяца резко похолодало, до −9…−11 °С по утрам. Морозы усиливались сильными горными ветрами. Первые серьёзные зазимки нахлобучили толстые ледяные панцири на многочисленные лужи и сковали льдом на Серебрянке мелководья и протоки, образовав обширные забереги, а в некоторых местах и сплошные ледяные перехваты русла реки. Вот так вот, слёту и сразу.

В конце второй декады, 18 ноября, с утра пошёл мелкий сухой снег, к полудню при нулевой температуре воздуха снег стал мокрым, а во второй половине дня мокрый снег повалил уже большими тяжёлыми хлопьями, укутывая землю толстым снежным покровом, закрывая кухтой ёлки и кедры. К вечеру похолодало, задул сильный ветер, временами ещё сеял мелкий дождик. С крыш капало. Всё постепенно стало сковывать льдом. Снега выпало примерно 30 сантиметров.

Утром следующего дня сияло солнце, было морозно, и дул сильный порывистый ветер, но он не мёл снег и не сдувал тяжёлую кухту с ёлок. Мокрый снег, скованный морозом, прочно лёг на землю, крыши, деревья. Не только на ветках, но и на стволах деревьев лежал снег, и свисали льдинки, и эти белые полосы на серо-коричневом фоне деревьев повторяли их силуэты, делая их стройными и нарядными.

За эту вторую декаду выпали почти все ноябрьские осадки — 54,3 мм при норме ноября 46 мм. Среднедекадная температура воздуха в связи с резким похолоданием понизилась до −3,4 °С.

Первая пятидневка третьей декады началась тихими морозными деньками, но уже 23 ноября потеплело до +2…+5 °С. Снег стал подтаивать, на дорогах образовалось месиво, а поверх льда на Серебрянке появилась вода. Наступившая ночь была тёплой (ноль градусов с небольшим плюсом), интенсивно капало с крыш. Тёплым был и следующий день, 24 ноября, до +3 °С. Снег продолжал таять, зима отступила. Но уже к вечеру усилился горный ветер, похолодало и вновь всё покрылось льдом.

Во вторую пятидневку третьей декады вновь немного потеплело, иногда сыпал мелкий снежок, но потом опять похолодало. Такие температурные «качели» продолжались до конца ноября.

Осадков в третьей декаде выпало всего 0,2 мм, среднедекадная температура воздуха достигла значения −6,0 °С. За месяц выпало 54,5 мм осадков, а среднемесячная температура воздуха составила −2,7 °С. Можно сказать, что зима пришла в ноябре. Для сравнения, в прошлогоднем ноябре осадков выпало приблизительно столько же, а вот среднемесячная температура воздуха была гораздо выше: +0,1 °С. В этом ноябре все три декады были значительно холоднее, чем в прошлом.

В последний месяц осени пролёт птиц уже, в основном, заканчивается. Но начинаются осенние кочёвки некоторых видов — к нам прилетают зимние птицы. И каждый год мы видим не только уже знакомых птиц, прилетающих к нам на зимовку, снегирей, дубоносов, свиристелей, но и других птиц, которые раньше к нам, если и залетали, то редко. В этом ноябре на побережье многие заметили щуров. Птицы поедали засохшие ягодки шиповника. Весь октябрь на шиповнике паслись дубоносы, а в ноябре их сменили щуры. Они очень доверчивы и подпускали к себе близко.

Сначала я думала, что они едят семена, но, понаблюдав, пришла к выводу, что они едят мякоть плодов, выплёвывая семена, которые иногда повисали у них на кончике толстеньких клювов. Склевав верхнюю часть мякоти, птицы пытались дотянуться и до нижней части, но это им не всегда удавалось, и тогда щур тянулся к другому плоду. Питаются щуры почками и побегами хвойных деревьев и ягодами.

Своё название щур получил из-за голоса — «щу-уу-ур», хотя другие утверждают, что при тревоге или взлёте щуры издают дрожащий свист «фью-вью», привлекающий внимание к летящей стае (люди, издаваемые птицами звуки, воспринимают по-разному). Когда стайка кормится, птицы тихо перекликаются звуками «ки-ки-ки», похожими на снегириные.

В народе щура называют «финский петух» или «финский попугай» из-за яркой окраски самца этой птицы. А поскольку гнездится щур в тёмно-хвойных северных областях, а Финляндия таковой и является, то народ, проживающий южнее этой страны, куда щур прилетал на зимовку, и назвал эту птицу финской. Ещё одно название птицы — «цыган», опять же из-за яркости оперения самца. Голова, спинка и грудь у него малиновые, брюшко серое, крылья и хвост черновато-бурые, на плечах две белые полоски. Клюв короткий, толстый, чуть крючковатый. Размером эти птицы примерно со скворца. Самки и молодые имеют ржаво-оранжевый цвет головы и груди, а спинка и брюшко серого цвета.

Так вот у нас в ноябре были замечены птицы оранжевого цвета, я и сама видела только таких. Малиновые щуры встречались редко, в основном, это были молодые птицы.

Замечены были щуры в ноябре и на юге Приморья. Многие видели их в Ботаническом саду Владивостока. А питались они там почками ёлки и рододендрона, ели ягоды бересклетов, древогубца круглолистного и другие.

Орнитолог С.В. Елсуков отмечал щуров в наших местах как редкий пролётный зимующий вид разнообразных типов леса. У нас он редок, и значит, нам повезло, что мы его увидели этой осенью.

Гнездятся они севернее нас, на севере Хабаровского края, Якутии, на Сахалине, на Камчатке, на Курильских островах. К зиме откочёвывают южнее. В этом ноябре щуры появились в Приморье, и многие их увидели впервые. Кстати, некоторые находили, что щуры действительно похожи на попугаев.

Кроме щуров в ноябре появились большие стайки чечёток, которые кормились на ольхе, на сорной сухой траве. Белоснежные пуночки порхали вдоль дорог на левобережье Серебрянки. Весь ноябрь продолжали мелькать стайки ополовников(длиннохвостых синиц). Похожие на беленькие шарики, они ловко висели на ветках вниз головой, что-то склёвывая с них.

Когда появился лёд на Серебрянке, и водного пространства на реке стало меньше, с моста можно было увидеть довольно много уток — белоснежных гоголей с чёрной головой, больших крохалей, крякв, чирков, малых поганок. Иногда кряквы прилетали и на Вилку.

А вот оляпки в ноябре на Вилке в районе моста я не заметила. Что-то она припозднилась в эту осень. Несмотря на зазимки, больших заберегов и ледяных покрытий на реке пока не было. Видимо и выше по течению этого пока не произошло. Поэтому оляпка не спускается ниже по течению реки.

На кормушку с наступлением холодов сразу прилетело много птиц. Конечно, больше всего воробьёв, но активны были и поползни, и синицы, и гаички. Иногда появлялись дубоносы, каждое утро залетала сорока, немного ковырялась клювом в семечках и вскоре улетала. Видимо, неловко ей большим клювом доставать из семечка вкусное ядрышко.

Зима пришла с ветрами, морозами и снегом, но всё ещё впереди. Какая она будет, снежной или бесснежной, покажет время.

Специально для Примпогоды, Надежда Лабецкая

Сихотэ-Алинский заповедник


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки