Сихотэ-Алинский заповедник: Октябрь
11.11.2015 15:30
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.
Афанасий Фет
Закончился октябрь, второй месяц осени. Начавшись тёплыми деньками, он постепенно сдавал позиции, уступая холодным ветрам, приносящим студёный арктический воздух.
Теплее всех была, конечно, первая декада со средней температурой воздуха +10,7 °С, самой тёплой за последние три года. Правда, за эту декаду по данным Тернейской метеостанции выпало больше всего осадков – 56,2 мм при норме октября 78 мм. Сильный дождь с порывами шквалистого ветра прошёл 1 октября. Он хлестал ливневыми зарядами день и ночь. Но крепкие порывы горного ветра быстро разогнали облачность к утру 2 октября. Ветер стих к вечеру. Заметно поднялся уровень воды в реках и ключах.
Вторая декада была уже холоднее с первыми небольшими заморозками по утрам: 0 градусов 13 октября (в распадках незначительный минус) и -1,2 °С утром 16 октября. Среднедекадная температура воздуха составила +7,5°С. 11 октября пролился сильный дождь при шквалистых порывах ветра. На высоких горных хребтах выпал первый снег.
На следующий день горный ветер гонял по небу тучи, из которых время от времени сыпал дождь, к вечеру похолодало до +5…+6 °С, а наутро на досках поблёскивали на солнце и похрустывали под ногами первые льдинки. За вторую декаду выпало 33,1 мм осадков.
Во вторую декаду случались ещё тихие по-летнему тёплые денёчки, с дневной температурой воздуха +15…+16 °С, а на солнце — и того более.
Третья декада оказалась необычно холодной со среднедекадной температурой воздуха +3,2 °С. Для сравнения, в прошлом году она составила +5,8 °С. В последние ночи октября были часты заморозки (-4,6 °С утром 26 октября), да и дни стояли холодные и ветреные. В иные дни и ночи порывы ветра достигали скорости ветра от 15 до 22 метров в секунду. Сильный дождь прошёл 27 октября, а всего за декаду выпало 21,8 мм осадков. В целом за месяц — 111,1 мм.
Очень часты были в октябре дни с дымкой, сквозь которую неярко светило солнце. Cильные горные ветры приносили дым лесных пожаров из Китая, который создавал сильное задымление в Хабаровском и Приморском краях.
В середине октября в предутренние часы в восточной части ещё тёмного неба можно было наблюдать сразу четыре планеты – выше всех Венеру, ниже Марс и Юпитер и низко над горизонтом Меркурий. Самыми заметными были ярко-жёлтые и крупные Венера и Юпитер. По сравнению с ними Марс выглядел заурядной красноватой звёздочкой второй звёздной величины (такой блеск имеют, например, звёзды ковша Большой Медведицы). Меркурий выглядел как оранжевая звезда по яркости ближе к звёздам первой звёздной величины, т.е. гораздо ярче Марса.
Таким образом, в октябре можно было наблюдать настоящий парад из четырёх планет. В последующие дни расположение планет непрерывно менялось вследствие их движения. Марс догонял Юпитер, а Венера – обе эти планеты. 17-18 октября Марс прошёл всего в полуградусе (!) севернее Юпитера. Это было очень тесным сближением двух планет на небе. А утром 26 октября в одном градусе южнее Юпитера прошла уже Венера. Обе планеты на некоторое время составили на небе красивую пару очень ярких жёлтых светил. Марс к этому времени вырвался вперёд и находился южнее, т.е. ниже этой пары планет. 28-29 октября все эти три планеты находились очень близко друг к другу внутри круга шириной всего пять градусов. Но вскоре Венера догонит Марс и обойдёт его, оказавшись южнее и ниже Марса и оставив позади Юпитер, который будет располагаться на небесной сфере в ноябре уже выше их. Вот такое звёздное шоу можно было наблюдать в октябре.
Условия видимости четвёртой планеты, Меркурия, к концу месяца постепенно ухудшались. Период утренней видимости заметно сокращался, пока планета окончательно не погасла в лучах утренней зари.
В октябре осенних красок становилось всё больше и они набирали всё более яркие оттенки. В середине первой декады как-то враз порыжели дубняки на сопках, и полетели с них активно шуршащие листья. Со стройного одинокого дуба с курчавой рыжей шевелюрой, которая становилась огненной на фоне ярко-синего неба, медленно падали большие листья, похожие на лодочки, и устилали собою землю.
Кроме листьев падали на землю и семена. Вот, быстро кружась вокруг своей оси, планируют вниз крылатки клёна. Одна крылатка, непрерывно вращаясь, пролетела у меня перед самым носом. Наблюдая за её падением, получаешь удовольствие. Это уже созревший плод с крыловидным придатком околоплодника, в котором заключено семя, по одному в каждой крылатке. У клёнов они расположены не по центру, поэтому крылатка вращается при падении. Крылатки имеются у плодов клёнов, ясеней, берёз, елей, сосен и т.д. У берёзы крылатки очень мелкие с двумя симметричными выростами, в каждом из которых по семечку.
В первой декаде покраснели клёны, стали золотистыми высокие чозении, ильмы и даже хвоя лиственниц подёрнулась лёгкой желтизной. Лиственница самой последней, уже в конце октября, сбрасывает свои жёлтые хвоинки.
К концу второй декады сопки заметно оголились — листопад вершил свои дела быстро и неумолимо. На морской террасе на Благодатном всё ещё цвели сиреневые скабиозы, сине-фиолетовые офелии и серебристо-белые эдельвейсы.
На полянах около старого и нового кордона кабаны взрыхлили большие участки почвы своими пороями. Здесь они питались червяками. В дубняках жёлудя очень мало, пищи им там не хватает, поэтому приходится много трудиться в поисках и добыче другого корма.
В кедрачах та же история — шишки кедровой очень мало. Не видно здесь медведей, кабанов. Белка встречается редко. Она сосредоточилась в приморских дубняках. Здесь за день можно встретить до десяти белок, но они ведут себя неактивно, не убегают, медленно удаляются только тогда, когда почти вплотную подходишь к ним. Видимо, они обессилены из-за недостатка корма.
В Абрекском урочище на прибрежных скальных массивах часты следы жизнедеятельности горалов – их уборные, большие кучки круглых тёмных экскрементов. Они сейчас их делают и в местах, удалённых от моря, где они бывают нечасто. У горалов в ноябре гон, и они уже сейчас к этому готовятся. На деревянных настилах экологических троп на Благодатном, в октябре часто встречались экскременты колонков, а иногда на досках можно было увидеть мёртвых бурозубок. Колонок приспособился охотиться за грызунами на тротуарах, ведь передвигаться по доскам гораздо бесшумнее, чем по сухой траве и листьям.
На Благодатном, по-прежнему встречаются медведи. На поляну к кордону иногда выходит гималайский медвежонок. В посёлке к домам, расположенным рядом с лесом, в сумерках тоже стал выходить гималайский медвежонок. Люди его подкармливают хлебом с мёдом и кашами.
На озере в эту осень пролёт водоплавающих не очень активный. На водной глади видны свиязи, малые поганки, кряквы. Над головой пролетела стайка больших крохалей, вытянув в полёте свои длинные шеи. Слышен шелест их крыльев. Высоко в небе парит беркут.
В долине Серебрянки в конце первой декады более оживлённо. Вот рядом с дорогой в траве кормится стая (20-30 птиц) больших горлиц. Они пугливы, близко не подпускают. Но в бинокль удаётся рассмотреть, что в их компании находится другая горлица – чуть меньших размеров, с головой серо-голубого цвета и коричнево-красной (винной) спинкой, на шее сзади очень заметное чёрное полукольцо. Оно сразу и привлекло моё внимание, так как очень выделяется на фоне серо-голубой окраски головы. Это довольно редкая в наших местах короткохвостая горлица – редкий залётный вид в период осенних миграций. Птицы находились в тени деревьев, и хорошего снимка не получилось. При приближении горлицы дружно взлетали, показывая широкую белую кайму по краю хвоста.
С дерева на дерево перелетали, звонко покрикивая «тиилли-тиии», большие стайки чижей. Тихим вечером в лучах закатного солнца посреди реки на корягах сидели стайки белых трясогузок. В этот вечер заметно кусали комары перед непогодой. Они клубились в воздухе низко над водой, и трясогузки, виртуозно порхая, ловили их. Потом они подолгу отдыхали на ветках коряг, торчащих из воды, чистили свои пёрышки. А неподалёку на другой коряге рядком разместились семеро сорок. Время от времени одна из них взлетала и пыталась прогнать трясогузок. Некоторые улетали, но потом опять возвращались, а некоторые не обращали внимания на них. Почему-то сорокам не нравилось соседство трясогузок. Вечерние птичьи посиделки.
Низко над протокой пролетел зимородок, сверкая своей синей спинкой. Он был заметен здесь всё лето, и вот уже середина осени, а он по-прежнему здесь. Пока не улетел. Из воды то и дело невысоко выпрыгивали мелкие рыбёшки, поднимая крохотные брызги и образуя круги на воде. Ими и кормится зимородок. Скоро он отправится на юг, а ему на смену прилетят бурые оляпки с верховьев речки. Здесь зимой постоянно живут две оляпки.
Рядом с берегом на толстом стебле высокого конского щавеля устроился розовогрудый урагус. Он увлечённо поедает семечки щавеля, шелуха которых свисают с его толстенького короткого жёлтого клюва. Лузгает. Неподалёку от урагуса расположились рядком у кромки воды два дубоноса, они пьют. У меня на огороде в середине месяца были заметны китайские зеленушки. Они в компании с воробьями поедали мелкие семена космеи. Веточки растений тоненькие, а птицы крупные, но это не мешало им кормиться. Тем более, я связала космею в один пучок, чтобы они смогли устоять при сильных ветрах. Они высокие, и сколько раз их уже трепало ветрами и дождями. Но выстояли и до сих пор цветут.
Всё ещё мелькали горихвостки, были заметны в кустах их подрагивающие хвостики, а потом уже белые пятнышки на крыльях и оранжевые грудки и надхвостья.
А как-то раз мелькнули на ветках груши длиннохвостые синицы, показали свой белоснежный низ (спинки у них тёмные), тихо и мелодично посвистели и улетели. Это поздние птички, напоминающие о приближающихся холодах.
Впереди последний месяц осени, предзимье, и уже совсем близко зима, которая принесёт стужу и снега.
Специально для Примпогоды, Надежда Лабецкая,
Сихотэ-Алинский заповедник