Мой город
×

Жизнь в Сихотэ-Алинском заповеднике: Июнь

07.07.2014 13:01
Жизнь в Сихотэ-Алинском заповеднике: Июнь

Они возникли из мечты,

Среди туманов и ветров,

Ирисов лёгкие цветы,

Как дым давно забытых снов…

В своей таинственной красе

Весенней свежести полны…

Так ослепительны в росе,

И так изысканно стройны…

Фиона Мь

Лето неминуемо катится вперёд, вот и уж июнь промелькнул. Мы все ожидали сухого лета, но июнь, как и предыдущий май, оказался дождливым. За месяц выпало 162,6 мм осадков при норме июня 91 мм, и все они пришлись на первую и вторую декаду, третья же оказалась сухой. Был большой подъём воды в речках и ключах.

А по температурному режиму на побережье самой тёплой оказалась первая декада, до +15,5 °С. Сказалась первая жаркая пятидневка (3 июня до +34 °С — самый жаркий день в июне). Вторая пятидневка была уже прохладнее, а в конце её зарядили обильные дожди, вызвавшие подъём воды в реках. Выпало 80,1 мм осадков.

Вторая декада была самой прохладной, до +11,4 °С, и опять дождливой (82,5 мм). Всю декаду мы не видели солнца. После прекращения сильных дождей каждый день моросило. Развиднелось в самом конце декады — к вечеру 19 июня в разрывах облаков мелькнули полоски голубого неба.

Ну, а третья декада была сухой, но с ежедневными туманами по вечерам и утрам. Густой туман с мелкой моросью наполз к вечеру 27 июня. Капало с веток деревьев и кустов. А днём сверкало солнце и синело небо. Необычно было видеть вершину горы Абрек без шапки облаков на фоне чистой синевы неба, что обычно предвещает хорошую погоду без дождей. 24 и 26 июня короткое время гремели вдалеке сухие грозы. Среднедекадная температура воздуха достигла значения +14,3 °С, а самый жаркий день, до +30 °С, в третью декаду случился 22 июня. В основном температура воздуха днём не превышала +20 °С, и при холодном морском ветре в тени было зябко, так и хотелось погреться на солнце. Это как-то неуловимо напоминало уже скудное осеннее тепло.

Среднемесячная температура воздуха по данным Тернейской метеостанции составила +13,7 °С (в прошлом году +12,9 °С).

В начале июня активно летел пух с козьей ивы. В первую пятидневку упали с дуба сухие отцветшие серёжки. Крупные и ярко-коричневые, они были заметны на земле. Так же заметно была усеяна земля под ильмами овальными крылатками, внутри которых виднелись мелкие плоские орешки. Цветёт ильм рано, ещё до распускания листьев, и вот уже семена созрели. В конце первой декады, когда начались дожди, их склёвывали молодые слётки воробья. На тротуаре под ильмом расположилась целая стайка слётков. Они вылетели из гнезда в плохую погоду, и добывать пищу им было нелегко.

Идущая мимо женщина увидела мокрого пищащего слётка в траве и взяла его в руки, раздумывая, что же с ним делать. Я посоветовала ей отпустить слётка, так как рядом пищали его собратья. Они неловко вспархивали на ветки ильма. Скорее всего, их родители находились недалеко от них и ещё не бросили их кормить.

Заметила, как на ветку груши присел неловкий слёток воробья, а рядом с ним уселась взрослая птица. Слёток близко-близко притиснулся к боку птицы (шёл дождь), приоткрыл свой клюв, и та положила ему туда маленькую зелёную гусеницу. На груше в этом году очень много этих небольших зелёных гусениц, листики свёртываются и засыхают.

Стайка слётков вечерами подолгу копошились на ветках голубой ели, что-то склёвывая с них. Скорее всего, и там гусеницы.

Примерно в то же время, из гнёзд вылетели и слётки трясогузок. Были заметны встревоженные и озабоченные добычей корма для них взрослые птицы.

К концу месяца слётки заметно подросли, особенно крупными стали молодые серенькие трясогузки.

В середине первой декады покрылись белоснежными блюдцами соцветий кусты калины Саржента, зацвёл душистыми белыми цветами чубушник. На полянках цвели белоснежные смилацины, венерины башмачки, продолжали цвести ландыши. Зацвела рябина. В пойме ключа Поднебесного недружно цвёл первоцвет иезский, редкое растение.

В тайге часто встречаются молодые пихты с пожелтевшей хвоей. Видимо, повлиял на них засушливый зимне-весенний период.

Раньше обычного, в конце второй декады, в урочище Кабаний появились крупные соцветия белых цветов на рододендроне Фори, но цветение шло не активно. На кусте рододендрона по нескольку соцветий, реже — чуть больше. Многие бутоны повреждены вредителями, а молодые листья грызут листогрызы.

К концу второй декады заполыхала в тайге белым налётом на зелёных листьях лиана актинидии коломикта, а под листьями спрятались многочисленные гроздья душистых цветов.

В самые дожди зацвёл красоднев. И уже после — лилия даурская. Очень массово цвёл в этом июне ирис щетинистый на болотах и вдоль рек, подчёркивая фиолетовой полосой изгибы берега. В начале третьей декады зацвёл шиповник морщинистый и роза даурская. А в самом конце месяца зацвела сирень амурская и полетел пух с тополя. Всё в этом году чуть раньше, дней на десять. На тополе круглые коробочки на длинных серёжках лопнули, освободив белые пушинки с семенами. Ветки тополя сплошь покрыты белой ватой. От лёгкого дуновения ветерка пух, кружась, летит по воздуху. Он в воздухе, им забиты все паутины, мокрый пух плавает в воде, прибиваясь к берегу.

Пытаясь заснять, как летят в воздухе пушинки над рекой, слышу звук лёгкого удара по воде. Отрываю глаз от объектива и вижу, что низко над водой летит зимородок с мелкой рыбёшкой в клюве. Он только что её поймал из воды. Значит, мои весенние наблюдения были верны — он где-то тут рядом живёт. Весной я наблюдала парочку. Возможно, у них есть тут неподалёку гнездо в обрыве реки.

После дождей запорхали над цветами лилий яркие хвостоносцы Маака, только что вылетевшие из куколки, что-то мелковатые в этом году. Обычно эти бабочки летней генерации очень крупные, но и вылетают они в июле, а не в июне. Возможно, будет два летних вылета? К концу месяца появилось большое количество ярко- коричневых бабочек крапивниц.

Весь месяц куковали кукушки. В лесу громко и мелодично пели бледные дрозды. В первой декаде на иве, стоящей на берегу красиво пела дроздовидная камышевка. Чаще она сидела в гуще ветвей, но иногда спускалась к самой воде. В её пении есть квакающие звуки, и, ещё не видя птицы, можно спутать её с лягушкой. Птица крупная, чуть мельче скворца. Верх коричнево-оливковый, грудка и брюшко грязно-белого цвета. Необычен хвост, он короткий и широкий. Птица иногда красиво раскрывала его как веер и приподнимала вверх, оголяя брюшко. Сидя в ветвях ивы, она громко кричала «чэк-чэк», а потом начинала свою сложную песню «длин-длин-кар-р-ра-беч-беч-вак-вак».

Рассказала о птице нашему орнитологу, и тот сразу сказал, что в этом месте у реки уже который день поёт дроздовидная камышевка. Ему и видеть её не обязательно, он узнал её по пению. Иногда хочется изобразить понравившееся пение, но получается не так, может, только в ритм попадаешь. Всё это быстро забывается. Надо услышать пение много раз, чтобы запомнить. Помню, как Володя Соломатин, когда он работал в заповеднике, ходил по утрам и вечерам записывать на диктофон пение птиц и потом всем желающим предлагал послушать. Это было интересно.

26 июня я наблюдала с моста через реку Вилку редкое явление. В воде клубились на одном месте с десяток миног. В народе их называют семидырами, потому что по бокам в верхней части тела у них есть семь дырочек с каждой стороны. Это жаберные отверстия. Миноги имеют вытянутое цилиндрическое тело, угреобразное, и своими извивающимися движениями напоминают змей. Их относят к рыбообразным класса круглоротых, отряду миногообразных, семейству миноговых. У нас обитает японская или тихоокеанская минога. Существует проходная морская и жилая ручьевая формы миног.

Миноги были разного размера: мелкие около 15 см, крупнее до 30 см и ещё крупнее до 40 см (на глаз). И цветом разные — мелкие тёмные, почти чёрные; средние коричневого цвета; крупные тёмно-серые с синевой. Весь клубок извивался, иногда от их движений вверх в воде поднималось облако мелкой светлой гальки. Они рыли гнездо, ямку, для икры. Миноги метали икру. Парочка крупных миног коричневого и тёмно-серого цвета извивались в стороне. Сквозь воду было видно, как серая минога открыв широко рот, присосалась к камню. Коричневая извивалась рядом. Потом они присоединились к остальным. Рот у миног воронкообразный, окаймлённый кожистой бахромой, с множеством роговых зубов.

Увидеть миног, удаётся редко. Живя у речки, я вижу их всего второй раз. Первый раз, уже давно, видела одну миногу и вот второй раз — целую группу. Они ведут скрытый образ жизни, поэтому мы их и не видим часто, но это не значит, что их мало. Увидеть миног — большая редкость и везение.

11 июня на скалах мыса Первенец с лодки были замечены 5 сивучей. Это молодые особи, склонные к номадному образу жизни, т.е. бродяги. Ближайшее место, где сивучи рождают детёнышей, это остров Сахалин, а путешествовать сивучи могут до юга Корейского полуострова. На побережье заповедника они встречаются иногда в районе мысов Мосолова, Первенец и Егорова.

Уже скоро середина лета, но пока мы не ощутили постоянства тёплых дней. Жарко бывало пока редко, тёплые дни с прохладцей и обязательными туманами сменяются холодными днями. Люди, спускающиеся с распадков в центр посёлка, говорят: «Как здесь холодно!» А однажды услышала разговор женщин: «Там такой жёлтый песок, что морская вода на его фоне тоже кажется жёлтой. А вода такая тёплая!» Я было подумала: «Неужели это у нас? — а потом спросила — Где же это?». Оказывается, в Ливадии, на юге Приморья. Но и у нас тоже кое-кто уже купается, пока в холодной воде.

Специально для Примпогоды Надежда Лабецкая

Сихотэ-Алинский заповедник


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки