Мой город

×

Решение научно-практической конференции: «Обеспечение безопасности мореплавания на сегодняшний день является одной из важных и актуальных задач»

Решение научно-практической конференции: «Обеспечение безопасности мореплавания на сегодняшний день является одной из важных и актуальных задач»

 
28.11.2007 10:25
Решение научно-практической конференции: «Обеспечение безопасности мореплавания на сегодняшний день является одной из важных и актуальных задач»

Научно-практическая конференция «Безопасность судоходства в Дальневосточном бассейне» состоялась 24–25 октября 2007 года во Владивостоке в Морском государственном университете имени адмирала Г. И. Невельского (далее — конференция).

Организаторами конференции выступили Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Союз российских судовладельцев, Администрация Приморского края, Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского, Дальневосточный филиал Российского морского регистра судоходства, Администрация морского порта Владивосток, Дальневосточная ассоциация морских капитанов, Владивостокское отделение Российского профсоюза моряков.

В работе конференции приняли участие представители администраций морских портов, капитаны портов, представители Приморского гидрометеоцентра, специалисты государственного портового контроля, представители служб и организаций, обеспечивающих безопасность судоходства в портовых водах, руководители и ответственные за безопасность мореплавания судоходных компаний, специалисты морских учебных заведений и научно-исследовательских институтов, капитаны морских судов. Всего в работе конференции приняли участие более 120, представлявших 60 организаций.

Участники конференции отметили, что морской транспорт активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной и других составляющих безопасности страны. Обеспечение безопасности мореплавания, как одной из составляющих безопасности транспортного комплекса России, на сегодняшний день является одной из важных и актуальных задач.


Участники конференции отметили положительное влияние предыдущей конференции на решение вопросов безопасности судоходства, активизировалась работа по актуализации нормативной базы, возобновлена практика разработки и внедрения на суда документально-программного комплекса для оценки безопасности плавания на попутном волнении, отмечается повышение уровня контроля за судами, выходящими в рейс.

Участники конференции выразили озабоченность состоянием безопасности судоходства на Дальневосточном бассейне, участившимися случаями гибели судов (Алга, Алексей Вихарев, West, Ароса, Синегорье), аварийными случаями, связанными с потерей караванов леса, смещением груза и другими авариями, в том числе по навигационным причинам. Аварийность на российском морском транспорте подрывает его престиж и снижает конкурентоспособность этого сектора морской хозяйственной деятельности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Заслушав доклады, сообщения, предложения и комментарии, участники конференции акцентировали внимание на следующих негативных тенденциях:

1. Продолжается физическое и моральное устаревание российского морского флота, средний возраст которого составляет около 23 лет. Свыше 50% судов выработали нормативный срок эксплуатации, что в два раза превышает долю судов такого возраста в составе мирового флота.

2. Снизилась квалификация и опыт командного состава морских судов по вопросам обеспечения безопасного плавания в сложных навигационных и гидрометеорологических условиях. В значительной степени утрачен опыт прошлых лет по перевозке ряда категорий грузов, в частности опасных и лесных. Неопытность экипажей стала распространенным явлением в морском судоходстве. Это подтверждается в частности возросшим числом тяжелых морских аварий по причине невыполнения действующих инструкций, правил и требований судовождения. Число аварий по причине «человеческого фактора» по-прежнему удерживается на уровне 80%.

3. В некоторых судоходных компаниях не проводится регулярное обучение и аттестация экипажей судов, изучение новых нормативных документов, разбор аварийных случаев. Сведен к минимуму объем подготовки командного состава на курсах повышения квалификации и дополнительной подготовки, программы которых не достаточно гибки и не настроены на индивидуальные знания, умения и навыки отдельно взятого моряка. Наблюдается снижение уровня практической подготовки младших помощников капитана. Наметилась тенденция подмены регулярной теоретической подготовки на курсах повышения квалификации тестированием на компьютерных программах.

4. Расследование причин аварийных случаев зачастую осложняется уклонением компании в предоставлении информации о деталях аварийных ситуаций, о принятых мерах. Компании не выявляют истинных причин, вызвавших такую ситуацию, в результате неправильные действия экипажа не находят профессиональной оценки, не накапливается и не передается опыт по профилактике таких ситуаций. Определенную негативную роль играет практика необоснованных давлений на капитана со стороны судовладельца. Принижение роли капитана в вопросах планирования и реализации рейса противоречит духу и букве международных конвенций, КТМ РФ и других нормативных документов в области морского публичного права.

5. Сегодня работа по расстановке кадров во многих судоходных компаниях сведена до минимума. Зачастую в экипажах судов оказываются некомпетентные, малоопытные судоводители. Фактически мы утеряли отработанную в советские годы надежную систему подбора и проверки кадров. В основе ее лежали наличие значительного числа ступеней при повышении классности специалиста, укороченный период между обязательными аттестациями, ротация кадров при назначении на суда различных типов. Система подкреплялась жесткой дисциплиной и ответственностью. Пока для восстановления лучших сторон этой системы не предпринимается необходимых усилий как со стороны государственных контролирующих органов в вопросах обеспечения безопасности мореплавания, так на уровне судоходных компаний.

6. В морских учебных заведениях и отраслевых НИИ из-за недостатка финансирования не получили должного развития исследования, направленные на повышение безопасности морского судоходства, влиянии человеческого фактора на аварийность. Многие нормативные документы не отражают изменений в структуре и составе флота и отстают от накопленного опыта морских перевозок грузов. В отдельных случаях отечественная нормативная документация не приведена в соответствие с международной практикой.

7. Требует пересмотра, изжившая себя, система издания и переиздания карт, руководств и пособий для плавания, снабжения судов гражданских ведомств. Сервисное обслуживание картографической продукцией на территории России слабо налажено, а на территориях зарубежных странах оно практически полностью отсутствует. Крайне затруднительно приобрести карты и пособия издания УНиО при стоянке судна в иностранном порту. Количество и качество сервисных услуг для потребителей картографической продукции остается на низком уровне.

8. Состояние средств навигационного обеспечения плавания в Дальневосточном бассейне находится на низком уровне. В некоторых районах они вообще отсутствуют, например, в районе Пригородное, о. Сахалин, где планируется активная работа крупнотоннажных судов. Маячные огни и навигационные знаки остались практически без охраны. Ряд маяков и створных знаков не подключены к промышленным сетям (работают от аккумуляторов), из-за чего свет маяков не соответствует установленным техническим характеристикам.


В целях повышения безопасности мореплавания на Дальневосточном бассейне конференция рекомендует:

1. Федеральным органам исполнительной власти в области морского транспорта (Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта) реализовать следующие мероприятия:

расширить масштабы и увеличить темпы работы по актуализации отечественной нормативной базы в области безопасности судоходства с привлечением специалистов научно-исследовательских институтов и морских учебных заведений;

активизировать инструменты государственных инвестиций и государственно-частного партнерства для пополнения отечественного флота на Дальнем Востоке новыми судами, в том числе судов специального назначения;

организовать разработку концепции и программы развития ледокольного флота для Дальневосточного бассейна с учетом многофункционального назначения новых судов, социально-экономической оценки решения судами федеральных и коммерческих задач;

ускорить актуализацию нормативных актов в развитие Постановления Правительства Российской Федерации от 04.08.1999 г. № 900, включая правила выдачи и продления дипломов, квалификационных и специальных свидетельств специалистов, в том числе лицам, имеющим военно-морское образование, лицам командного состава судов при плавании во внутренних водах, в пределах защищенных вод или непосредственной к ним близости, либо в районах действия портовых правил;

ведомственными нормативными актами, а в перспективе актами федерального уровня закрепить обязательность регулярной теоретической подготовки лиц командного состава на курсах повышения квалификации в государственных морских учебных заведениях, исключить подмену такой подготовки тестированием на компьютерных программах проверки знаний; включить в план ведомственных НИОКР серию научных исследований по безопасности судоходства на Дальневосточном бассейне, также исследования по приведению отечественных нормативных документов по перевозке морских грузов в соответствие с международной практикой;

организовать разработку единой государственной системы картографического сервиса судов гражданских ведомств с целью повышения ее качества и приближения к международным стандартам;

организовать разработку нормативно-правовой базы для обеспечения надлежащего финансирования, содержания, ремонта и реконструкции существующих на бассейне средств навигационного обеспечения, их бесперебойного энергопитания и охраны; организовать разработку комплекса мероприятий по адекватному обеспечению работы порта Магадан в зимний период для плавания морских судов с учетом экономических возможностей участников процесса по доставке грузов в северные районы;

организовать разработку комплекса мер по повышению ответственности капитанов судов, судовладельцев, должностных лиц государственного портового контроля, специалистов признанных организаций, дающих разрешение на выход в море за надлежащую подготовку судна к рейсу;

организовать подготовку циркуляра об обязательном оснащении всех судов, работающих в Дальневосточном бассейне документально-программными комплексами для оценки безопасности плавания на попутном волнении (дополнения к Информации об остойчивости для выбора безопасных скоростей и курсовых углов при штормовом плавании на попутном волнении и бортовыми программами, предусматривающими контроль остойчивости при плавании на попутном волнении);

организовать создание единой базы данных всех участников морского транспортного процесса и хозяйственной деятельности на акваториях, входящих в зону ответственности линейных отделов ДВУ Госморнадзора, обеспечив ее сопровождение;

организовать проработку комплекса вопросов, включая выделение в регионе территории для утилизации (уничтожения) опасных грузов в аварийных транспортных единицах.

2. Морским учебным заведениям, подведомственным Министерству транспорта Российской Федерации, в рамках специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта для специалистов всех форм обучения усилить подготовку по вопросам гидрометеорологического обеспечения безопасности плавания судов, МППСС, борьбы за живучесть судна. В системе дополнительной профессиональной подготовки расширить программы курсов повышения квалификации командного состава судов по вопросами безопасности мореплавания. В курсовые и дипломные проекты курсантов мореходных специальностей в обязательном порядке включать исследования по вопросам обеспечения безопасности мореплавания.

3. Морским квалификационным комиссиям усилить требования при проверке знаний всех уровней квалификаций командного состава судов по вопросам безопасной перевозки грузов морем.

4. Судоходным компаниям Дальневосточного региона:

организовать обучение и систематический контроль знаний командного состава судов по основам безопасности плавания силами капитанов-наставников, ответственными лицами за безопасность мореплавания;

предусмотреть при направлении судоводительского состава на суда процедуры проведения аттестации при плавании в сложных навигационных и штормовых условиях;

обеспечить качественный контроль со стороны командного состава судов за прохождением плавательной практики курсантами морских учебных заведений;

обеспечить регулярную подготовку, переподготовку и повышение квалификации своих специалистов на базе государственных морских учебных заведений;

расширить практику целевой подготовки курсантов для работы на судах компании в государственных морских учебных заведениях на принципах государственно-частного партнерства;

рассмотреть возможность оснащения своих судов штатными гидрометеорологическими приборами;

с целью восполнения недостатка фактической метеорологической информации и повышения качества получаемых прогнозов обязать суда, работающие в Дальневосточном бассейне, передавать в текстовом формате на электронный адрес Приморскгидромета сведения о погоде и опасных явлениях с индексом «шторм» (ветер более 20 м/с, волнение более 8 м, обледенение и т.п.).

5. Конференции по комплексу вопросов безопасности судоходства проводить ежегодно по определенной тематике. Тематика предстоящих конференций обсуждается и принимается на текущей конференции.

Оргкомитет конференции


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки
Приближайте, чтобы увидеть больше точек

Погода на карте

×