Мой город
×

Грипп A/H1N1. Кому выгодно подкладывать свинью?

03.11.2009 15:07
Грипп A/H1N1. Кому выгодно подкладывать свинью?

Не успел мир забыть про птичий грипп, как его уже пугают свиным. Однако далеко не все верят в то, что вирус действительно страшен так, как его малюют. Кому же нужно «раздувать» пандемию? Вот примерный список «везунчиков», которым эпидемия гриппа будет только на руку.

Фармкомпании и... политики 

Естественно, больше всего прибыли от новой пандемии хлынуло на фармрынок. Услышав про новый грипп, люди побежали в аптеки, чтобы защититься заодно и от всех старых, причём сметать стали как микстуры, порошки и простые витамины, так и специальные вакцины против гриппа.

В результате одна из крупнейших мировых фармкомпаний «Рош» к концу года заработает около 2 миллиардов долларов всего на одном наименовании противогриппозных таблеток. А ведь «Рош» — лишь дистрибьютор препарата, тогда как разработчик — фирма «Галаад» — будет получать отчисления с каждой проданной упаковки. Что интересно, раньше совет директоров «Галаада» возглавлял бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд. Не стоит пояснять, между какими лицами распределены акции этой компании.

Другой фарм-гигант, успевший подсуетиться к началу «гриппного» сезона, — вторая по величине в мире здравоохраниетльная компания «ГлаксоСмитКляйн» (GSK). Она не только разработала альтернативные противовирусные средства для беременных и детей, но и заполучила огромные заказы на поставки марлевых повязок в Европе и Америке. 

— Свиной грипп определённо пойдёт нам на пользу, — открыто заявил исполнительный директор GSK Эндрю Уитти. Хотя потом рассудительно добавил: — Но прибыль нам обеспечена только потому, что мы сами потрудились ради этого. Долгое время мы сильно рисковали, инвестируя огромные деньги в исследования, которые никто больше не решался проводить (GSK действительно внесла огромный вклад в разработку противовирусных вакцин. — Прим. авт.), и теперь не собираемся извиняться за то, что компания получит свой заработок.

Аптеки

Не секрет, что продажа товара кормит не столько его производителя, сколько продавца. В России, например, торговые наценки в некоторых аптеках могут достигать и 70, и 150, и даже 200%! В последнее время, правда, аптекарей всё собираются утихомирить: в частности, скоро заработает закон, согласно которому максимальный размер наценки будет установлен государством. Однако, безусловно, полностью своей доли прибыли продавцы не лишатся.

Кстати, как ни странно, наряду с противогриппозными препаратами одним из самых популярных товаров в последнее время стали термометры. По данным The Times, их продажи в среднем выросли в 7 раз, так что даже при уменьшенных наценках аптекари возьмут своё на возросшем спросе. Впрочем, есть у их работы и обратная сторона: продавцы потенциально чаще общаются с больными людьми, а следовательно имеют больший риск заразиться. Хотя это, конечно, касается самих служащих, а не управляющих ими топ-менеджеров.

«Горячие линии»

Беременные и дети считаются двумя самыми рисковыми группами во время эпидемий гриппа. Не удивительно, что к началу гриппозных сезонов многие коммерческие клиники открывают «горячие линии» или онлайн-консультации для обеспокоенных родителей или тех, кто готовится ими стать.

Естественно, услуги советчиков далеко не бесплатные. Средняя цена такой консультации в Европе — 80 долларов. Предполагается, что именно столько человек готов заплатить за возможность получить рекомендацию специалиста, при этом не выходя из дома и не подвергая себя лишнему риску заражения. Другая набирающая популярность услуга — онлайн-скрининг, то есть буквально «слежка» за вашим здоровьем по Интернету. Регулярно пациент отправляет врачу сведения о своём самочувствии, температуре тела и т. п., а тот определяет у него риск заражения и советует лекарственные средства.

— Там где есть паника, есть и те, кто захочет на ней нажиться, — заявил в связи с развитием такой индустрии член Национально врачебного комитета Британии Эндрю Грин. — Я бы не стал доверять медицинским рекомендациям того, кто коммерчески заинтересован в вашем страхе перед болезнью.

Безработные экономисты и юристы

Около полутора тысяч человек получили работу в Национальной службе по надзору за эпидемией гриппа США без всяких собеседований и особых навыков. Когда в стране были зарегистрированы первые случаи заболевания, Службе пришлось в срочном порядке организовывать бесплатную «горячую линию» причём количество звонков поступало такое, что сотрудников набирали буквально в считанные минуты. Всё, что требовалось от претендента, — это пройти 6-часовой тренинг. Однако, вопреки ожиданиям, основную массу рабочих мест заняли не студенты и пенсионеры, а высококвалифицированные специалисты, оставшиеся невостребованными во время кризиса. Раньше ни один обладатель диплома по экономике или юриспруденции, конечно, ни за что не согласился бы работать за 8 долларов в час.

Кто на очереди?

СМИ. Чего уж греха таить, любая «долгоиграющая» тема приносит журналистам определённый доход. Особенно летом, когда интерес к новостям традиционно убывает. 

Экономные туристы. Хотите сгонять в Мексику или Китай? Сейчас самое время: на фоне плохих новостей о распространяющейся там заразе турагентствам придётся сбавлять цены, чтобы хоть как-то привлечь клиентов в эти страны. На самом деле, по данным Росстата, путёвки в страны Азии уже подешевели на несколько процентов.

Водители-частники. Европейские транспортные агентства ожидают оттока пассажиров в общественном транспорте. Метро и автобусы традиционно считаются главными рассадниками всяческих вирусов, поэтому всё больше людей стараются пользоваться другими средствами передвижения.

Птицефабрики. Земля, как известно, слухами полнится. Услышав о новом, свином гриппе, многие решительно выбросили из своего рациона свинину и перешли на другие сорта мяса. В Америке, например, любители гамбургеров начали переключаться на жареные куриные крылышки или котлеты из говядины.

Аргументы и факты


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки