Мой город
×

Борис Кубай: Как можно не хотеть вернуться в молодость?

09.04.2013 11:44
Борис Кубай: Как можно не хотеть вернуться в молодость?

5 апреля начальнику Примгидромета Борису Кубаю исполнилось 59 лет. В беседах о погоде, климате, технологиях, катаклизмах, вслушиваясь в его проникновенные речи и вглядываясь в горящие глаза, трудно поверить в эти цифры. Интересно, а сам Борис Викторович верит в них? И вообще, что есть Борис Кубай как руководитель такого большого коллектива? Об этом наша внеплановая беседа.

Борис Викторович, интересно, Вы считаете свои годы?

— Вы не поверите, но нет. Я о них совершенно не помню. В январе мне пришлось побывать у врача, и он задал мне простой вопрос, сколько мне полных лет. Я ему назвал какое-то число, но когда врач внимательно на меня посмотрел, я понял, что сморозил какую-то ерунду и стал лихорадочно вспоминать, в каком году я родился, какой год сейчас и т.д. Словом, сколько бы ни было, все мои.

Вы руководитель с большим стажем, а как Вы вообще стали начальником?

— Совершенно случайно. Я окончил Одесский гидрометинститут в 21 год, поехал за романтикой на Сахалин, там получил назначение синоптиком авиационной метеорологической службы аэропорта. Но буквально на следующий день после моего приезда уволился тогдашний начальник метеослужбы, и меня назначили на его место. Так что рядовым я проработал всего один день.

Откуда же тогда такая синоптическая практика?

— Рядовые сотрудники уходили в отпуск, болели, отправлялись на повышение квалификации, и мне приходилось много работать в оперативной смене, не забывая, конечно же, о работе начальника.

Вы как-то рассказывали, что случались и ЧП…

— Действительно, прошла неделя моего «начальства» и случилась предпосылка к летному происшествию: метеоролог-наблюдатель при измерении атмосферного давления, к которому выставляется высотомер самолета, просчиталась на 10 гПа. В результате самолет при посадке в сложных погодных условиях едва не оказался в Татарском проливе. Комиссия, расследовавшая данный инцидент, выписала вердикт — начальника метеослужбы надо снимать. Но узнав, что я проработал только неделю, решили оставить. С тех пор у меня чувство ответственности за все, что делаем, в превосходной степени.

Вас не тянет на Сахалин?

— Как можно не хотеть вернуться снова в молодость? Встреча со многими сахалинскими друзьями и коллегами для меня большая радость. И если удастся съездить на Сахалин, пообщаться с замечательными коллегами, да еще и покататься на горном воздухе — это ли не счастье?

Сейчас, будучи начальником ФГБУ «Приморское УГМС», Вы больше кто, чиновник или производственник?

— Вас, как и многих других, очевидно, смущает аббревиатура ФГБУ, федеральное бюджетное государственное учреждение. Раз учреждение, значит, чиновник. Но у нашего учреждения нет ни одной чиновничьей контрольно-надзирательной функции. Я бы его назвал предприятием по выпуску информационной продукции, в котором есть свой конвейер, и его невозможно остановить. Так что я никакой не чиновник, а больше директор предприятия.

Как Вы думаете, людям легко с Вами работать?

— Смотря кому. Даже не так, очень трудно всем, но… Но если Вы хотите к чему-то стремиться, раздвигать горизонты, пытаться хотя бы прикоснуться к совсем неизведанному, если свою планку поднимаете выше и выше, нам по пути и вместе нам легко.

Что для Вас есть подчиненный?

— Это, прежде всего, профессионал, в своем деле он знает и умеет больше, чем я, за что ему мое искреннее уважение. В меру своих возможностей, я стараюсь у него учиться, чтобы мои решения не навредили делу, которому он служит.

А что для Вас молодой подчиненный?

— Все то же самое. Я не разделяю людей по возрасту или полу, только по мозгам и отношению к делу. Мой кабинет открыт всегда для каждого.

Что у нынешней молодежи сегодня так, а что не так?

— Молодежь у нас талантливая, именно она является двигателем развития. Некоторые просто Гении с большой буквы. Но есть и проблемка. Если мне пионерия и комсомол дали очень многое, чтобы трудиться коллективно, чтобы получать лидерские качества и практику работы с людьми, то у нынешней молодежи такой практики нет. И желания поруководить тоже особого нет.

Примгидромет сегодня является маяком для многих гидрометов в других регионах, наверное, тяжело быть впереди?

— Я об этом не думаю, как не думаю о том, где мы, впереди или сбоку? Просто Служба погоды во всем мире практически одно целое. И мне хочется, чтобы ее развитие происходило синхронно во всех уголках мира.

Поэтому к Вам и обратились за помощью коллеги из Средней Азии?

— Может быть, и поэтому, а может, им кто-то посоветовал обратиться именно к нам. В любом случае, поможем, чем сможем, все покажем и научим тому, что умеем сами.

А в чем именно понадобилась Ваша помощь?

— Гидрометеорологические службы Средней Азии в настоящее время проходят важный подготовительный этап своей модернизации под эгидой МБРР (международный банк реконструкции и развития). Их руководители хорошо понимают, что накупить много железа, даже самого современного, еще не значит модернизироваться. С техническим и технологическим развитием должно быть непрерывно связано институциональное развитие. Если оно окажется, мягко говоря, не очень результативным, вся техника превратится в металлолом, и примеров тому хоть отбавляй. Наших коллег интересует наш опыт именно институционального развития.

А что именно понимается под институциональным развитием?

— Управление, организация производства, расстановка и подготовка кадров, их мотивация, регламенты, наставления, методики и т.д. За каждым из перечисленных слов стоит исключительно важная работа, которая может так и не превратиться в систему, а остаться на уровне «ручного управления».

Что бы в первую очередь рекомендуете коллегам из Средней Азии?

— Их же опыт подсказывает, что уже сегодня можно получить от различных иностранных доноров современное оборудование, но оно либо будет простаивать, либо выйдет из строя. Причина заключается в кадрах, в персональной ответственности соответствующих руководителей, квалификации главных и ведущих специалистов, эффективности системы и мотивации их труда. Если этот Гордиев узел красиво не развязать, можно потерять много времени, здоровья и денег, а выстрел окажется холостым.

Мы знаем, что в Примгидромет обратились коллеги из Казахстана и Узбекистана с просьбой обучить из руководителей и специалистов. Когда ожидается приезд делегации?

— Мы предложили на выбор два варианта, либо с 20 мая, либо в любое время в июле. В настоящее время идет обсуждение этих вариантов.

Вы удовлетворены результатами деятельности своего управления?

— Конечно, мне есть, кем и чем гордиться. Но если я скажу, что наступило полное удовлетворение, мне, значит, пора на пенсию. Нас ждет второй этап комплексного развития. Такую программу мы в настоящее время готовим.

Спасибо. Желаем Вам и всему коллективу Примгидромета новых творческих успехов!

Фото: Вадим Мартыненко


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки