Мой город
×

Борис Кубай: Важно, что нам доверяют

18.07.2013 13:39
Борис Кубай: Важно, что нам доверяют

Ругать синоптиков — общепринятая практика. Неудивительно, ведь их работа буквально у каждого на виду. Порой возникает ощущение, что людей больше тревожит неоправдавшийся прогноз, а не, скажем, ухабы на дорогах, недоученные или недолеченные дети, плохое состояние экологии и т.д. А замечаем ли мы оправдавшийся прогноз? Ведь таких становится все больше и больше. Вот и последний дождь с сильным ветром пошел точно по прогнозу. О проблемах удовлетворенности прогнозами погоды любезно согласился побеседовать начальник Примгидромета Борис Кубай.

Борис Викторович, как Вы реагируете на критику в адрес синоптиков?

— Знаете, критика бывает справедливой и несправедливой. На справедливую реагирую всегда однозначно: и сам ее максимально учитываю, и обращаю пристальное внимание на нее своих коллег. Это позволяет всегда держать службу в тонусе. А к несправедливой критике отношусь философски.

Два последних случая с дождями показали высокую точность прогнозов Примгидромета. Вы удовлетворены этим фактом?

— Если я скажу, что нет, мне никто не поверит и будет прав. Но знаете, что особенно важно? Важно, что нам доверяют. Доверяют и те, от кого зависит принятие важных решений, и простые граждане, подстраивая свою жизнь под прогноз погоды. Такой уровень доверия накладывает на нас исключительную ответственность. И мы стараемся делать свое дело хорошо.

Если бы все делали свое дело хорошо, то, наверное, жизнь у нас была бы намного лучше…

— С этим не поспоришь. Но, увы, сегодня делать свое дело хорошо не всегда выгодно экономически, а порой даже слишком убыточно. Теоретически, латать яму регулярно выгоднее, чем один раз основательно заделать, пациент с болячками нужнее, чем основательно вылеченный. Система, ориентированная не на конечный результат, а на процесс, никогда не даст качества.

Значит дело не в менталитете российского человека?

— Боже упаси. Российский специалист, попадая в другие экономически, социальные и технические условия, преображается. Ведь смогли же построить гордость Дальнего Востока — Золотой мост! Или автомагистраль да аэропорт.

Скоро мы и лечиться будем на родине, а не в Китае или Корее, врачам значительно повышают зарплату.

— Я искренне рад за уважаемых мною врачей и учителей, которым значительно повышают зарплату, но я бы не спешил радоваться будущим результатам лечения. Предположим, у нашего врача было 20 тысяч, а стало 100. А он как работал, так и будет работать, если ему будут платить. В Корее и Китае система и технология лечения нацелены на конечный результат — чтобы пациент в оптимально короткие сроки был здоров. Поменяется ли в этом плане что-то у нас, остается только гадать.

В газете Известия от 16 июля есть статья «Авиакомпании экономят на погоде», в которой метеорологи бьют тревогу по поводу угрозы разрушения системы метеорологической безопасности полетов воздушных судов. Что бы Вы сказали по этому поводу?

— Такая угроза абсолютно реальна, и гром может грянуть не когда-нибудь потом при жизни других министров. Да, брать информацию с зарубежного сайта в принципе можно, но там становится все меньше и меньше российской информации. Посудите сами, вокруг любого аэродрома в радиусе до 300 км должно быть т.н. «штормовое кольцо». Метеостанции, обнаружив опасные для авиации явления погоды, как то туман, низкая облачность, гроза и т.д., незамедлительно оповещают аэропорты. Но туман туману рознь и низкая облачность по высоте бывает разной. Дальность видимости и высота облаков должны измеряться инструментально с точностью до метра. Один такой прибор стоит миллион рублей, и у нас их нет. В результате эти параметры измеряются на глаз человеком, а это уже называется пальцем в небо.

А радиозондирование атмосферы на высоте полетов самолетов ведется?

— Раньше велась 4 раза в сутки, затем два раза, а с июля, ввиду отсутствия средств, один раз. При такой динамике скоро летчики вообще не будут ничего знать о том, что их ждет на маршруте полета. А это уже дополнительное топливо, дополнительные издержки и неоправданные риски. Объясняя необходимостью снижения цен на авиабилеты на 0.36 % за метеообслуживание, авиакомпании вынуждены будут поднимать тарифы за дополнительный керосин, непредвиденные посадки на запасных аэродромах и прочее. Словом, скупой, вы знаете, сколько раз платит.

Кстати, с судоходными компаниями происходит аналогичная метаморфоза.

Сейчас все вынуждены сокращать издержки, отказываться от не самых необходимых услуг и пр.

— Безусловно, издержки сокращать необходимо. Но вместо того чтобы за счет более современных технологий и техники такой важный для безопасности фактор, как погода, учитывать тонко и ювелирно, от него отказываются совсем, уповая на интернет, где вся недостающая информация может заменяться расчетной путем интерполяция Владивостока с Петропаловском-Камчатским. Вроде и там и там море… Ведь дареному коню в зубы не смотрят.

Хорошо, будем надеяться, что здравый смысл восторжествует. Давайте вернемся к Приморской погоде. Судя по всему, на горизонте снова дожди?

— Да, очевидно в предстоящие выходные природа решила дать нам передышку от загорания и купания и нацелить на домашние дела. Будет пасмурно и дождливо. Ветер тоже не будет слабым. Начало недели скорее всего выдастся жарким и душным, а к середине недели будем ждать новые дожди.

Спасибо!

Фото: Марго Попович


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки