Мой город
×

Борис Кубай: Синоптик должен иметь право на ошибку

13.06.2017 17:58
Борис Кубай: Синоптик должен иметь право на ошибку

Борис Викторович, недавно министр МЧС Пучков предложил наказывать синоптиков за неоправдавшийся прогноз погоды. Что Вы думаете по этому поводу?

— Самое простое, что может прийти в голову: не оправдался один прогноз — лишить премии, второй — объявить выговор, а за третий — уволить. И тогда все прогнозы будут оправдываться на 150 %.

А если серьезно?

— Прогноз погоды — это не расписание поезда, а научно обоснованное предположение о возможном развитии того или иного события. Причём это предположение всегда базируется на нескольких десятках других предположений, которые, в конечном итоге, должны сойтись в одну точку. Но в каждом из предположений, в каждой догадке, всегда заложена та или иная вероятность ошибки, каждая из которых может стать роковой.

В каждой методике или модели прогноза, которыми синоптик обязан пользоваться, изначально заложены те или иные условия, не гарантирующие стопроцентного попадания.

Нужно понимать, что синоптик, так же, как и специалист по прогнозированию, например инфляции или цены на нефть, представляет своё видение о наиболее вероятном погодном событии не стопроцентной обеспеченности. Он знает, что существует некая вероятность и других, может быть противоположных событий, но в тексте прогноза он сказать об этом просто не может.

Груз ответственности на нём лежит колоссальный и он её чувствует каждым своим нервом. Если к этому ещё добавить страх наказания за возможную ошибку, то в самую ответственную минуту его мозг будет парализован и вероятность ошибки только возрастёт. 

Отсюда непреложное правило: синоптик должен иметь право на ошибку — он не должен бояться ошибиться, ибо человек учится только на своих ошибках. Он должен быть уверенным в себе, в своих знаниях, в своей интуиции и в своих коллегах по работе. Молодой специалист, боящийся ошибиться, никогда не станет настоящим профессионалом.

Вы более 40 лет руководите синоптиками, сначала на Сахалине, теперь в Приморье, приходилось ли Вам наказывать кого-то за неоправдавшийся прогноз?

— Вы знаете, в моей практике такого не было. Дело в том, что каждый неоправдавшийся прогноз в обязательном порядке подлежит тщательному разбору, в ходе которого синоптик докапывается до каждой из причин, выявляет степень их влияния на конечный прогноз, устанавливает, можно ли было скорректировать прогноз и в какой момент, вырабатывает для себя и своих коллег правила, как не допустить подобного в аналогичной ситуации впредь. Это серьёзная аналитическая работа, благодаря которой специалист и совершенствуется.

Тем не менее, оправдываемость является важным критерием работы синоптика — практикуется ли в Примгиромете поощрение за сбывшиеся прогнозы?

Да, условно оно называется премией за оправдавшийся прогноз. Например, за каждый оправдавшийся на 100 % прогноз вы получаете 100 рублей, на 90 % — 90 рублей и т.д. Всё это оценивает и рассчитывает компьютер, объективность гарантируется.

Хочется спросить, какова же на сегодняшний день зарплата синоптика?

— К сожалению, итоговая зарплата синоптика более чем скромная, она совершенно не соизмерима с ответственностью и напряжённостью его работы. Я искренне надеюсь, что эта несправедливость будет устранена нашим государством.

Были ли в Вашей многолетней практике случаи непредсказанной стихии?

— Чего не было, того не было. Конечно, досадные «пролёты» с прогнозами бывали, когда вместо жары было прохладно, вместо солнца — дождь, но непредсказанной стихии ни на Сахалине, ни в Приморье в моей практике не было. Было несколько случаев, когда мы предупреждали о тайфуне по полной программе, а он отворачивал на один-полтора градуса широты и мы отделывались лёгким испугом.

Но каждый такой случай не был забыт, тщательно анализировался и позволял получить всё более ценные знания о повадках таких непредсказуемых синоптических объектов, как тайфуны.

А какой показатель Примгидромета Вы считаете самым важным?

— Кроме общеизвестного показателя, оправдываемости прогнозов погоды, есть показатель исключительной важности — заблаговременность штормовых предупреждений о чрезвычайно опасных явлениях. В цивилизованных странах, например, во Франции, существует узаконенный стандарт — 24 часа. Считается, что если синоптики предупредят органы власти об ожидаемой стихии за 24 часа, то этого времени достаточно для предотвращения человеческих жертв и минимизации материальных ущербов. На фоне этого стандарта средняя заблаговременность штормовых предупреждений в Примгидромете, составляющая трое суток, выглядит более чем убедительно. А, например, о тайфуне Лайонрок мы предупредили за пять суток. По этому показателю мы занимаем в системе Росгидромета одну из лидирующих позиций.

По следам московского урагана в адрес Гидрометслужбы звучит много замечаний о том, что за рубежом погода на погодных сайтах расписывается по минутам и очень хорошо оправдывается, а в России почему-то не так?

— Действительно, мы осуществляем ежедневную оценку прогнозов погоды, например, по Владивостоку, публикуемых на общеизвестных погодных сайтах. Их точность явно оставляет желать лучшего, что не позволяет нам ничего у них позаимствовать.

Почему же в России популярные и достаточно точные зарубежные модели дают малозначимые результаты?

— Причины кроятся в исходных данных, вернее — в их количестве. Возьмём хотя бы нашего ближайшего соседа — КНР. В Харбине метеорологических станций насчитывается более 200, во Владивостоке — всего 10, в Москве — не более 30.

В провинции Хейлунцзян общее количество пунктов наблюдений превышает 1 000, в Приморье — менее 200.

Во Франции, которая в 3 раза меньше нашего Красноярского края, количество пунктов наблюдений больше, чем на всей территории России. Не говоря уже о США, где автоматическая метеостанция является непременным и обязательным атрибутом каждого фермера.

Каким образом количество пунктов наблюдений влияет на точность прогнозов погоды?

— Фундаментом абсолютно каждой компьютерной модели, в основе которой лежит сетка с равноудалёнными точками (или узлами), является так называемый «объективный анализ». У глобальной, планетарной модели шаг сетки (или расстояние между узлами) может достигать 300 км, у крупномасштабной — от 30 до 50 км, у мелкомасштабной — от 1 км до 4 км. На первом этапе расчётов компьютер должен по фактическим данным с метеостанций рассчитать значения всех параметров в каждом из узлов сетки путём интерполяции.

К примеру, на расстоянии от Владивостока до Уссурийска в 100 км должно выстроиться 25 узлов сетки (с шагом 4 км), а между этими городами находится всего одна метеостанция (на Угловке). Можете себе представить, с каким загрублением будет осуществлена интерполяция в каждый узел сетки?!

Это означает, что диагноз исходного состояния погоды на данной территории будет явно загрубленным. А далее, какие бы производные или интегралы ни брались, влияние загрубленного диагноза будет возрастать на каждый час прогноза.

Метеорологические спутники и локаторы могут улучшать качество прогноза погоды?

— Могут, но данные спутников и локаторов необходимо регулярно калибровать, верифицировать на натуральных данных метеорологических станций.

Иными словами, космическая, радиологическая и наземная системы наблюдений должны находиться в неразрывной связи друг с другом, тогда будет достигаться максимально возможный эффект.

Таким образом, чем гуще будет сеть наблюдений, тем выше будет точность компьютерного прогноза?

— В принципе да, но есть ещё один важный нюанс: для многих моделей дополнительно применяется так называемая система MOS (model output statistic). На основе использования архивных данных наблюдений и данных компьютерных прогнозов текущий компьютерный прогноз ещё подправляется статистическими методами. Это дает существенную прибавку к точности прогнозов. Но точность статистических методов тоже зависит от количества пунктов наблюдений и количества их исходных данных.

Мы знаем, что Примгидромет на месте не стоит. Что нового может появиться в осязаемом будущем?

— Сейчас идёт процесс освоения так называемого «ансамблевого» прогноза. Иными словами, осваиваем несколько лучших мировых моделей, которые одновременно просчитывают прогнозы на неделю вперед с дискретностью 1 час, а синоптик, с помощью определенных алгоритмов сможет выбирать лучшую из них в данной синоптической ситуации и принимать решение, полностью соглашаться или внести свои коррективы.

Благодаря поддержке Законодательного собрания Приморского края и ГОЧС Приморья работаем над восстановлением мобильного приложения «Реки Приморья» и новой версии специализированного вебсайта.

Спасибо.


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки