Мой город
×

Борис Кубай: В начале следующей недели в Приморье придет потепление

26.01.2011 14:45
Борис Кубай: В начале следующей недели в Приморье придет потепление

Январь в этом году в Приморье выдался морозным и малоснежным. О причинах такой погоды и ее продолжительности нам рассказал начальник Примгидромета Борис Кубай.

Борис Викторович, такое впечатление, что холодам нет конца и края...

Действительно, нынешний январь отличается стабильно морозной погодой. Это связано с характером атмосферной циркуляции в нижней и средней тропосферах. В результате взаимодействия двух мощных центров действия атмосферы, Алеутского минимума (циклон) и Азиатского максимума (антициклон), происходят поступления холодных воздушных масс с холодного севера (Якутия, Хабаровский край, Арктика). Но надо сказать, что абсолютные значения минимальных температур воздуха в нашем крае не очень-то и экстремальные. При маловетрии −30°C переносится неплохо, а вот −15...−20 °C на побережье, со свежим ветром и при высокой влажности кажутся жутким холодом.

И все-таки уже хочется тепла, хотя бы относительного.

Немного потерпите, до конца января. В начале следующей недели температурный фон существенно изменится. Если в ближайшие дни в нижней тропосфере температура будет −20...−24 °C, то 1 февраля −9...−12 °C. У поверхности земли днем возможна оттепель.

Но за потеплением, как правило, бывают снегопады?

Конечно бывают, но давайте выбирать, чего больше хочется.

Судя по всему, эпопея с вызволением судов из льдов в Охотском море завершилась успешно. Как Вы считаете?

Искренне сочувствую экипажам и их семьям, им в новогодние праздники пришлось несладко. Сочувствую и судовладельцам, им эта операция обойдется в миллионы долларов США. Но сколько еще должно случиться всяких ЧП, чтобы и они, и капитаны судов научились эффективно взаимодействовать с гидрометеослужбой?

То есть этого ЧП могло бы не произойти?

Обратись капитан в соответствующую гидрометеослужбу, в данном случае Сахалинскую, заплати несколько тысяч рублей, получи соответствующие прогнозы и рекомендации и прислушайся к ним, то не попал бы в подобную ситуацию в принципе.

Значит, решение зайти в Сахалинский залив в конце декабря было ошибочным?

Безусловно, ошибочным. Почему такое решение было принято, остается только догадываться. Не исключено, что подвели спутниковые снимки, которые фотографировали в данном регионе разреженный лед. Ну и, наверное, самонадеянность, что моряк сам умеет прогнозировать погоду не хуже синоптика.

А что же там произошло в действительности, с Вашей точки зрения?

Ноябрь и декабрь в Охотском море выдались очень неспокойными. Туда выходили циклон за циклоном, один коварнее другого. Один из них, в 20-х числах декабря с сильным южным ветром стал перемещать лед с юга на север, к Шантарским островам. В результате в Сахалинском заливе образовалась обширная полынья, на которую и клюнул капитан плавбазы, а за ним и остальные. Но через несколько дней в Охотское море выходит другой циклон и уже с северным штормовым ветром начинает гнать тяжелый лед с Шантарских островов на юг и полностью заполняет им Сахалинским залив. А на фоне резкого понижения температуры воздуха произошло интенсивное нарастание толщины льда, под воздействие сильного ветра льды зажали суда в крепкий капкан, из которого выбраться самостоятельно стало невозможно. Это была классическая ловушка для самонадеянного человека.

А море самонадеянности не прощает. И какой же из всего этого можно сделать вывод?

Безопасное мореплавание — не праздные слова. Оно требует профессионализма и соблюдения, писанных и неписанных правил. И пока человек не перестанет надеяться на «авось», ЧП на море будут неизбежны. Пренебрежение таким фактором, как погода, слишком дорого обходится и экипажу, и судовладельцу, и обществу.

Если на минуту представить, что капитан плавбазы запросил обслуживание в Примгидромете, чем и как бы ему помогли?

Если бы капитан до принятия решения о заходе в Сахалинский залив сообщил свои координаты, основные параметры судна, цель и дальнейшие намерения маневра, его бы «поставили на сопровождение»: предоставили карту прогнозируемой ледовой обстановки в районе следования, штормовое предупреждение об усилении ветра, ухудшении видимости и сжатии льда, а также рекомендации по выбору маршрута следования. И так несколько раз в сутки, пока судно не уйдет в безопасный район. При таком сопровождении непогода врасплох никого никогда не застает.

Что ж, будем надеяться, что из данной ледовой эпопеи будут сделаны надлежащие выводы. Спасибо.

Примгидромет


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки