Борис Кубай: В реализации Программы модернизации существуют проблемы
16.04.2010 12:29
Слово «модернизация» с подачи Президента страны вошло в обиход россиян и скоро может стать в один ряд со словом «перестройка».
Так уж случилось, что проект модернизации Гидрометеорологической службы России родился задолго до провозглашения начала модернизации страны, а его реализация в настоящее время в Приморском крае идет опережающими темпами.
Уже много говорилось о ее целях и задачах, об ожидаемых результатах, о промежуточных этапах, но практически не уделялось внимания проблемам, связанным с реализацией Программы модернизации. Не исключено, что эти проблемы могут быть типичными не только для такой отрасли, как Гидрометеорологическая служба.
Вот об этом мы и решили поговорить с начальником Примгидромета Борисом Кубаем.
Борис Викторович, как Вы, как руководитель управления, в котором реализуется пилотный проект, оцениваете саму Программу модернизации Гидрометеорологической службы России?
Данную программу трудно переоценить. После многих десятилетий государство наконец решило вложить в техническое перевооружение нашей Службы значительные денежные средства. А это новые метеорологические радиолокаторы, станции приема космической информации, современные телекоммуникационные технологии, супервычислители, автоматические гидрометеорологические комплексы, мобильные гидрометеорологические и поверочные лаборатории и многое другое.
С целью первоочередного освоения всей этой техники, наработки навыков самостоятельного монтажа, наладки, технической и технологической поддержки, а также эффективного ее использования, в Примгидромете успешно реализуется так называемый «пилотный» проект. На нашем опыте будут учиться многие наши коллеги из других регионов страны.
Каков, с Вашей точки зрения, должен быть практический результат от реализации Программы?
Не хочу повторять стандартных и уже набивающих оскомину фраз: повышение качества прогнозов погоды и предупреждений об опасных гидрометеорологических явлениях. Это действительно так. Но для меня, как для руководителя такого сложного производства, как гидрометеорологическое, многократно важнее то, что оно становится современным, высокотехнологичным, эргономичным, привлекательным для молодежи. Наши деды и прадеды в свое время заложили крепкий, надежный фундамент в Службу погоды, который не разрушился ни в годы гражданской и Великой Отечественной войн, ни в годы застоя, ни в годы перестройки и реформ. Но с прошествием десятилетий, этот фундамент уже требовал капитального ремонта. И сегодня нам предоставлен уникальный шанс значительно его укрепить и построить на нем уникально автоматизированное гидрометеорологическое производство.
Не слишком ли громкие слова?
Может, и громкие, но произношу-то я их тихо.
Почему? Что-то не так?
К сожалению, кое-что совсем не так, как мог бы подсказывать здравый смысл.
Нельзя ли в этом месте поподробнее?
Хорошо. Представьте себе, что Вы получили подарок в виде дорогого Мерседеса, а живете в коммуналке, гаража не имеете, а Вашей зарплаты хватает только на еду и коммунальные услуги. Получив такой подарок, Вы сразу же сталкиваетесь с необходимостью покупать бензин, оплачивать стоянку, регистрировать, сдавать на права, возить тещу или свекровь и т.д. и т.п. Вы хватаетесь за голову и думаете, а зачем мне такой подарок нужен? Но у Вас есть выход — продать свой Мерседес и улучшить свое финансовое положение.
Логично. А при чем тут Программа модернизации и пилотный проект?
При том, что ситуация у нас складывается очень похожая. Получив дорогостоящий подарок в виде многочисленной и разнообразной техники, мы столкнулись с проблемами Вашего Мерседеса. Технику надо развозить, монтировать, тестировать, проверять, она требует электрической энергии, трафика на оперативную связь. Словом, она с первого же дня хочет кушать. А кушать нечего. Но, в отличие от Вас, продать мы ее не можем.
Да, но Программа-то государственная! И еще на стадии ее разработки она должна была быть в том числе и сбалансированной, в ней должны были быть предусмотрены неминуемые затраты на эксплуатацию оборудования?
Безусловно. Но где-то, на какой-то стадии кто-то решил поступить чисто «по-русски», и такой мизер, как эксплуатация перекочевала в текущий бюджет, который был секвестирован из-за кризиса. А кто-то другой сделал приписочку, что эти расходы должны софинансировать потенциальные потребители информации.
И кто же, прежде всего, входит в число потенциальных потребителей?
Давайте опять вернемся к примеру сегодняшнего дня. Разгар весеннего половодья. МЧС, ГОЧС по Приморскому краю, Отделы ГОЧС на местах круглосуточно требуют информацию об уровнях на каждой реке и прогноз ожидаемых подъемов, подтоплений и наводнений. Других пользователей оперативной гидрологической информации нет. Как Вы думаете, готовы ли эти пользователи софинансировать расходы на производство так необходимой им информации?
Думаю, что нет. Ну, хорошо, это проблема серьезна. Она единственная?
К сожалению, есть еще одна не менее серьезная проблема. Как бы ее помягче обозначить? Это проблема сохранения оборудования в местах эксплуатации.
Если можно, поконкретнее?
Представьте себе населенный пункт, который регулярно подтапливается рекой. Таких населенных пунктов в нашем крае многие десятки. Как Вы думаете, необходимо ли знать жителям данного поселка о том, какой уровень воды в реке, сколько еще осталось до критической отметки и когда их дома может подтопить или затопить?
Думаю, что это необходимо знать каждому в интересах его же безопасности.
Ну вот, Вы это понимаете. Но чтобы такую информацию иметь, на реке устанавливается водомерный гидрологический пост, а его наблюдатель сегодня делает измерения уровня воды с помощью сваи и рейки. Но зачастую бывает, что наблюдатель приходит на пост, сваи уже нет, ее стащили на металлолом. Измерять уровень нечем, и тогда наблюдатель делает это на глаз — по деревьям, камням и прочее. Но в период разлива реки он и этого не может проделать. Как Вы думаете, насколько точна и полезна жителю поселка полученная таким способом информация об уровне воды?
Думаю, она не только бесполезна, но и вредна, поскольку может вводить в заблуждение целый поселок.
Все верно. И, чтобы увеличить точность, дискретность и оперативность наблюдений за уровнем воды в реке, вместо сваи планируется установить автоматический гидрологический пост с автономным обеспечением и надежной системой оперативной связи, который способен самостоятельно устанавливать себе спокойный, тревожный или чрезвычайный режим работы. Всего таких постов планируется установить 80.
А как власть на местах и население узнают, каков в настоящее время уровень воды?
Для этого будет разработан специальный веб-портал, на котором будет выкладываться вся текущая и прогностическая гидрологическая информация.
Прекрасно. И к этому порталу будет свободный доступ?
Здесь я бы хотел попросить ответить на этот вопрос Вас. А Вы как думаете?
Неожиданно, но попробую порассуждать. С одной стороны, это государственная программа и государственные функции. И портал, и содержание техники должно финансироваться государством. С другой стороны, они этого не делают и говорят о необходимости софинансирования потребителями... Да. Сложный вопрос.
Действительно, не заручившись поддержкой потенциального пользователя информации, монтировать дорогостоящее оборудование на берегах рек и затем эксплуатировать его, не имея достаточных на то средств, практически нецелесообразно. Не забывайте, что если на берегах рек похищаются сваи, то где гарантии, что не будет похищена или разграблено дорогостоящее электронное оборудование?
Да, ситуация тупиковая. А выход-то есть?
Выход есть из любой ситуации, вопрос цены. Причем, выходов может быть несколько: в первом варианте мы договариваемся с потенциальными пользователями гидрологической информации, а это Администрация края, администрации районов и поселков, подразделения МЧС и ГУ ГОЧС — о софинансировании затрат на содержание и поддержку автоматизированной системы гидрологических наблюдений и прогнозирования наводнений, а также об объединении усилий по обеспечению сохранности оборудования, установленного на берегах реки. Подписываем соответствующие контракты и договоры, монтируем оборудование и заставляем его работать с максимальной отдачей.
Во втором варианте мы договариваемся только с некоторыми районами. Тогда монтируем оборудование только в этих районах, для них создаем специализированный веб-сайт и несем совместные расходы на содержание ограниченного количества постов.
Третий выход также возможен, но мне о нем не хотелось бы говорить.
И каков Ваш прогноз, чем все это закончится?
В нашем крае во главе многих властных структур находятся образованные и благоразумные люди, мудрые политики. Они прекрасно понимают, что у затрат на эксплуатацию оборудования и на возмещение ущербов от стихии принципиально другие порядки, понимают, что вопрос обеспечения безопасности населения находится не только и не столько в экономической, но и в социальной плоскости. Надежда есть.
Спасибо, Борис Викторович, за содержательную беседу. Пожелаем Примгидромету успехов. Как Вы смотрите на продолжение нашего разговора в будущем?
Положительно.
Беседовала редактор сайта Примпогода.ру Рада Клименко