Борис Кубай: "Французская и российская метеослужбы похожи"!
14.12.2007 15:20
Как мы уже сообщали ранее, делегация Росгидромета посетила метеослужбу Франции. В состав делегации был включен начальник Приморского УГМС Борис Кубай. Мы попросили Бориса Викторовича рассказать о поездке.
- Борис Викторович, с благополучным возращением Вас!
- Спасибо, я очень рад, что уже дома!
- Не хотелось остаться в Париже?
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Всё-таки Париж!
- Конечно, Париж очень красивый город, о нём не расскажешь, его надо увидеть. Но только увидеть. В России тоже очень много красивых городов. Кстати, Париж во многом по архитектуре напоминает Санкт-Петербург. Но если быть совсем откровенным, то Парижа, я практически не видел.
- Почему?
- Вы знаете, работал с утра до вечера. Особо запомнился ночной Париж. Да кое-что фотографировал из автобуса, переезжая в пригород Парижа, на метеополе.
- Что бы Вы могли сказать о метеослужбе Франции?
- Французская метеослужба практически такая же, как и российская. Во многом мы очень похожи. Например, и наша метеослужба, и метеослужба Франции используют идентичные гидродинамические модели прогноза погоды, наши технологии во многом родственны. С другой стороны, метеорологические станции у них оснащены по последнему слову техники.
- А каковы принципиальные отличия?
- «Метеофранс» – это государственное предприятие, которое финансируется из государственного бюджета через Министерство транспорта Франции на 60%, гражданская авиация добавляет 25%. Остальное метеорологи зарабатывают сами.
Служба управляется Административным советом, куда входят представители ряда министерств, которые были инициаторами Декрета о «Метеофрансе». Всем министерствам, в том числе и министерству обороны, информация предоставляется на платной основе. Бюджет 343 млн. евро, 70% из них направляются на заработную плату. Этот бюджет сопоставим с бюджетом Росгидромета, только «Метеофранс» обслуживает всего 3% от территории России. Площадь Франции – 0.5 млн. кв. км.
- Какова заработная плата французских метеорологов?
- Техник-метеоролог получает 2200 евро, а инженер-метеоролог – 3000 евро, при средней зарплате в стране 1000 евро.
- Какая деталь в деятельности «Метеоофранс» Вам больше всего запомнилась?
- Карта «бдительности», или иначе - карта погодных рисков. Эта карта внедрена в практику с 2001 года и очень популярна у населения и властей.
- Нельзя ли поподробней?
- Карта погодных рисков выходит 2 раза в сутки на 24 часа вперед. Составляется карта бдительности, на которой в цветах наносится уровень опасности. Зелёный цвет означает, что можно не беспокоиться. Жёлтый – быть внимательными на открытом воздухе. Оранжевый – надо быть очень внимательными, проявлять повышенное внимание к погоде и метеосводкам. Красный – исключительная опасность. Нужно четко следить за информацией о погоде и следовать рекомендациям метеорологов и службы общественной безопасности. Карта размещается на сайте «Метеофранс» и до 80% населения её видят и используют. Префекты и мэры, а также СМИ берут её на сайте.
- Имеются ли на карте какие-нибудь комментарии?
- Они это называют бюллетенем. В нем указывается тип метеорологического явления, локализация, ситуация на данный момент, и как она может развиваться, описание явления в сравнении с аналогами, ожидаемые последствия, рекомендации поведенческого характера. База данных типичных рекомендаций составлена совместно с министерством общественной безопасности Франции. Префектуры на местах очень высоко оценивают данную карту. 3 раза в год специальная группа критических ситуаций собирается с целью совершенствования данной карты.
- Возможно ли внедрение подобной карты в нашем крае?
- В принципе, возможно. Но придётся решать как технологические, так и организационные проблемы. Скажем, если такая карта будет изготавливаться на сайте Примпогода.ру, то на него в обязательном порядке, как минимум два раза в сутки, должны заходить все члены краевой и районной комиссий по чрезвычайным ситуациям. А для этого потребуется соответствующие постановления.
- В каких метеорологических учреждениях Вам удалось побывать?
- В главном офисе «Метеофранс» в Париже, а также национальном центре прогнозов в Тулузе.
- Что представляет собой национальный центр прогнозов в Тулузе?
- В нём работают 367 сотрудников. В его структуру входит несколько дирекций:
- дирекция по продукции,
- дирекция по прогнозам,
- дирекция по климату,
- центр космической метеорологии,
- центр армии,
- отдел услуг.
Во Франции выстроена трёхуровневая система прогнозирования погоды: национальный, региональный и локальные уровни.
- Что привлекло Ваше внимание в этом Центре?
- Огромная территория, множество современных зданий, мощный вычислительный центр, в котором суперкомпьютеры меняются каждые 3 года с почти 10-кратным увеличением быстродействия и объёма оперативной памяти.
Заинтересовал опыт обслуживания спортивных мероприятий (футбол, теннис, лыжный спорт, автогонки и др.). Обслуживаются как сами соревнования, так и подготовка к ним. Зачастую метеорологам помогают подготовить всё необходимое не только организаторы, но и сами спортсмены.
Делились метеорологи и опытом обслуживания мореплавателей. Надо сказать, что французские моряки законопослушны, и довольно эффективно используют прогнозы и рекомендации французских синоптиков.
- Что Вы можете рассказать о системе метеорологических наблюдений Франции?
- Нам довелось побывать в Обсерватории в г. Трапп, это в 40 минутах езды от Парижа. Именно эта обсерватория управляет всеми наблюдениями на территории Франции. В её структуру входит три ключевых дирекции:
- дирекция системы наблюдений,
- техническая дирекция,
- дирекция информации.
На территории Франции действует 554 метеостанции, в том числе, 400 автоматических. 7 аэрологических станций на материке и 15 – на заморских территориях. Одна из них полностью автоматическая – в Бордо. 3000 автоматических осадкомеров, 25 метеорадаров. На высокогорных территориях используют GSM-связь.
- Занимается ли «Метеофранс» гидрологией и мониторингом загрязнения окружающей среды?
- Нет, не занимается. Эти функции в ведении министерства окружающей среды. Но нам удалось побывать в Центре прогнозирования наводнения, поскольку территориально он расположен рядом с Национальным центром прогнозов. Мы увидели высоко автоматизированную систему производства гидрологических наблюдений, сбора, обработки оперативной информации, а главное убедились на практике в эффективности использования численных моделей прогноза наводнения на реках Франции. Эти модели четко усваивают всю информацию, поступающую с гидрологических постов, осадкомеров, радаров и спутников.
- И всё-таки, удалось ли Вам увидеть Париж?
- И да, и нет. Ночью, под проливным дождём, мы гуляли по Елисейским полям, поднимались на Монмартр, слушали орган в Нотр-Дам де Пари. Кое-что, правда, удалось сфотографировать и днём из автобуса.
- Чем Париж Вас удивил?
- Прежде всего, своим невыразительным метро, чем-то похожим на подземные переходы. Очень узкими, радикально расходящимися улочками, на которых особо не разгонишься. Французская столица удивила демократичностью жизни парижан: они просто живут и всё, им некуда спешить. Поразили парижские женщины, в том смысле, что в России они гораздо привлекательнее.
- Хотели бы Вы ещё раз съездить в Париж?
- Конечно, хотел бы, ведь я его толком ещё и не видел. И ещё хотел бы сказать огромное спасибо организаторам поездки, выразить признательность французским коллегам за тёплый незабываемый приём.
- Спасибо за интересное интервью!