Мой город
×

Заместитель начальника Гидрометцентра Татьяна Щербинина о трагедии, случившейся в Керченском проливе

15.11.2007 11:45

На прошедшей в октябре конференции на тему «Безопасность судоходства в Дальневосточном бассейне» не без тревоги отмечалось о росте аварийных случаев на море. Тревожную тенденцию подтвердили недавние трагические события в Керченском проливе, где потерпели аварии сразу несколько судов и имеются человеческие жертвы.

Если суда были действительно предупреждены о надвигающемся шторме, то это говорит об элементарной безответственности. Но я не уверена, что все так однозначно, уж слишком много судов попало в эту беду.

Вполне возможно, что капитаны находятся в зависимости у судоходных компаний, владельцы которых не всегда считаются с погодными условиями и надеются «проскочить». Либо уже поздно было что-либо предпринять при сложившейся синоптической ситуации. Возможно, ситуацию усугубили и навигационные особенности в Керченском проливе при сложившейся гидрометеорологической обстановке.

На конференции, которую очень своевременно организовал Морской Государственный Университет имени адмирала Г.И. Невельского, звучало много нелицеприятного по поводу существующего положения дел на флоте. Это и старение самого флота, и снижение квалификации плавсостава, отсутствия опыта, нарушение правил загрузки… Я не буду перечислять всех причин, с ними можно познакомиться в сборнике докладов конференции, хочу заострить внимание на том, что меня волнует как представителя Гидрометеослужбы.

Я не раз обращала внимание портовых служб, при разборах аварийных случаев, что погодный фактор явно недоучитывается, как капитанами, так и судовладельцами, особенно в новых экономических условиях при тенденциях сокращения экипажей на судах. Недостаточная квалификация моряков, приводит к неадекватным действиям в экстремальных погодных условиях, и экипаж не всегда работает с учетом запаса прочности судна при плавании в штормовой погоде, а также особенностей действия ветра и волнения в заливах и гаванях. У многих морских специалистов есть убежденность в том, что они могут прогнозировать погоду сами, достаточно только войти в Интернет.

Но морские синоптики, чтобы сделать профессиональный прогноз, используют массу дополнительного материала, который в Интернете нет, и следят за изменениями погодных условий круглосуточно. Я глубоко убеждена в том, что наличие прогностической информации на сутки, которая идет на суда по системе Навтекс, или прогностической карты на следующий день, которую, как правило, показывают капитаны после свершения аварийного случая совершенно недостаточно для успешного перехода судна во внутренних морях. Порой бывает судно выходит из порта в порт, где длительность перехода не более 2-3 дней и буквально в милях 60-80 до захода в порт попадает в сильный шторм, несет убытки при смытии груза волной за борт, а иногда терпит кораблекрушение с человеческими жертвами, поскольку укрыться от шторма уже нет возможности.

Сейчас прогнозы погоды на 3-5 дней имеют достаточно неплохую оправдываемость, и подстраховать себя на переход в случае ожидаемого резкого ухудшения погоды никогда лишним не будет, зато можно вовремя уйти в укрытие, наконец, задержаться с выходом и избежать трагедии, подобной той, которая случились в Керченском проливе. Кстати, итоги конференции пока официально не обнародованы и пути решения обозначенных проблем, приведших к такому положению дел на флоте не обозначены, а не мешало бы ознакомить с ними все службы мореплавания и руководящий плавсостав.


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки