Мой город
×

Борис Кубай: Гидрометслужба не похожа на бюджетные учреждения

29.05.2013 12:07
Борис Кубай: Гидрометслужба не похожа на бюджетные учреждения

Обучающий семинар для гидрометеорологов из Казахстана и Узбекистана завершился, и гости разъехались по домам. Мы беседуем с начальником Примгидромета Борисом Кубаем о некоторых важных деталях этого интересного мероприятия.

Борис Викторович, почему именно Примгидромет был выбран для обучения специалистов из Центральной Азии, а не, скажем, Новосибирск или Омск?

— Группа экспертов Международного банка реконструкции и развития (МБРР), проанализировав результаты модернизации различных подразделений Росгидромета, пришла к выводу, что Примгидромет является одним из тех, где данный процесс прошел наиболее результативно и эффективно. Отсюда и появилась рекомендация Банка коллегам из Казахстана и Узбекистана посетить Владивосток, на что и были выделены необходимые средства.

Сейчас слова «модернизация», «инновации» стали модными и употребляются на всех уровнях, а что Вы вкладываете в эти понятия?

— Прежде всего, давайте не будем забывать, что Гидрометслужба, являясь сугубо бюджетным госучреждением, не похожа ни на одно бюджетное учреждение. Она является предприятием с непрерывным циклом работы, выпускающим различную информационную продукцию, имеющую большую социально-экономическую значимость. И модернизировать такое предприятие было исключительно важной задачей.

В моем понимании модернизация производства - это не только принципиально новая техника и современные технологии (хотя нельзя умалять их значимость), но и структурное, организационное, кадровое развитие. В конечном итоге, какой бы ни была суперсовременная техника, ее КПД будет зависеть от человека.

Да, но техника может заменить человека...

— Может и должна. Особенно там, где есть рутина, однообразная работа, не требующая высокой квалификации. И этого процесса не надо бояться. Неквалифицированный труд рождает только больше социальных проблем и тормозит любое развитие.

Давайте представим, что купили сто современных компьютеров взамен старых, непроизводительных, это модернизация или нет?

— Если Вы заменили старый компьютер на более продвинутый и продолжаете выполнять то же, что и раньше выполняли, и за то время, как это делали и раньше, то вы просто обновили свое рабочее место. Если же на более мощный компьютер с новой операционной системой установили новую технологию подготовки и выпуска продукции, если вы ее оперативно освоили и эффективно используете, значительно сократив свои трудозатраты, а за счет этого начали выпускать дополнительную продукцию и оказывать дополнительные услуги, обеспечивая дополнительные доходы и ускоряя окупаемость приобретенной техники, тогда можно говорить о модернизации.

И вот это в Примгидромете присутствует?

— В той или иной степени, да. Мы не только наустанавливали техники, но и стали оказывать такие услуги, о которых до недавнего времени и не помышляли.

Какой здесь может быть уместен пример?

— Например, Вы — грамотный хозяйственник и понимаете, что на процесс производства своей продукции и ее реализацию погода может оказывать как негативное, так и положительное влияние. Хорошо зная тонкости производства, вы, в интересах его планирования, делаете заявку Примгидромету на то, чтобы вам ежедневно, на 5-7 суток вперед, давали прогноз возможного возникновения неблагоприятных погодный явления, будь то осадки, ветер, гроза, туман и т.д. Специально для вас Примгидромет выкладывает на специализированный сайт всю заказанную информацию, в наиболее доступном и понятном для заказчика виде.

А если заказчиков много?

— То уже и много специализированных сайтов.

Давайте вернемся к сокращению трудозатрат.

— Давайте. Возьмем гидрологический пост. Традиционно, наблюдатель два раза в сутки шел пешком несколько километров до поста, измерял рейкой уровень воды и передавал информацию во Владивосток. Когда река разливалась, идти туда было опасно, он не шел, и данных об уровне просто не было. Как можно было что-то прогнозировать и о чем-то предупреждать?! При этом наблюдатель числился на работе, получал пять тысяч, чем был недоволен.

Автоматический гидрологический комплекс сейчас передает информацию круглосуточно каждый час, а может и чаще. При этом определенное его обслуживание может осуществляться дистанционно. Освобождаясь от дешевого и непроизводительного труда наблюдателей, мы получаем возможность укрепить соответствующие инженерные службы.

Гидрометслужбам Центральной Азии предстоит нелегкий процесс выбора сценариев модернизации. Что бы Вы им пожелали?

— Есть поговорка: «Дареному коню в зубы не смотрят». Так вот, эта поговорка в их случае работать не должна. Поставляемое оборудование должно быть именно таким, каким надо Гидрометслужбе, а не поставщикам.

А вообще программа модернизации дает удочку, а не рыбу, и чтобы ловить все больше и больше, необходимо и умение и терпение, и огромный труд. Я искренне желаю коллегам успеха.

И в заключение...

— Знаю, знаю, сейчас Вы спросите меня о погоде на ближайшие дни. Если коротко, нас ожидает дождливая погода повсеместно. К концу рабочей недели дожди постепенно прекратятся, и снова выглянет солнце.

Спасибо!

Фото: Ася Орлова


Поделитесь новостью

Вверх
Актуальные темы
Полезные ссылки