Заповедный Сихотэ-Алинь: Декабрь
12.01.2018 18:24
Месяц, облаком завешенный,
Глянет в дымное кольцо,
И, волнуясь, ветер взбешенный
Бросит снег тебе в лицо
Вильгельм Зоргенфрей
Последний месяц ушедшего 2017 года был многоснежным, очень холодным и ветреным. В иные дни ветер буквально сшибал с ног, ну а крыш и заборов посносило в посёлке немало.
Самой холодной оказалась, как ни странно, первая декада декабря — по данным Тернейской метеостанции среднедекадная температура воздуха составила −13,7 °С. Нередко по утрам (1, 7, 8, 9 декабря) морозы достигали 20-градусной отметки. В эти дни окончательно затянулась полынья около моста через Серебрянку. Вилка (Сычуговка) в нескольких местах, где ещё оставалась вода, была перехвачена сплошным толстым льдом. Покрылись толстым льдом реки и в среднем течении.
Снега в первую декаду выпало мало — всего 1 мм. Основной снег, около 30 мм, выпал 10 и 11 декабря. Он шёл пушистый и густой всю ночь и день 11. Высота снежного покрова составила примерно 40–50 сантиметров. В полдень 11 декабря поднялся ветер, который усилился вечером. На следующий день мело так, что временами при сильных порывах ветра ни зги не было видно. Деревья, дома машины, люди пропадали в снежной мгле, а через некоторое время медленно проступали из белого месива. Ветер трепал нас три дня.
Во вторую декаду среднедекадная температура воздуха составила −12,6 °С, а осадков выпало 33,9 мм.
В первое утро третьей декады при морозе в −25 °С над ключом и рекой Вилкой поднимался густой морозный туман. Густые клубы морозных испарений высоко поднимались над водой. Из печных труб высоко вверх струился густой белый дым. Только взглянув на эти клубы дыма, было понятно, что на улице морозно. Днём потеплело до −8 °С — суточный ход температуры составил 17 градусов.
Следующий день, 22 декабря, был тёплым, примерно с таким же суточным ходом, кое-где отмечали +1 °С. На солнечных припёках таял снег.
А на следующее тихое морозное утро (−20 °С) при высокой влажности опять наблюдалось морозное парение, а рядом с речкой высокая сухая трава, кусты, деревья, заборы, провода были покрыты густым слоем игольчатой изморози. Тонкие серебристые иголочки медленно кружились в воздухе, падая на землю. Казалось, что они тихо позванивают — динь-динь. В этот день на метеостанции была отмечена плюсовая температура воздуха — +0,4 °С.
Ну, а в ночь с 24 на 25 декабря выпал снег, всего-то 4–5 сантиметров. Но ещё затемно загудел сильный ветер. В понедельник 25 декабря порывы его достигали скорости 31–33 м/сек. На следующий день ветер достиг ураганной силы – на Тернейской метеостанции был отмечен максимум ветра со скоростью 35,4 м/сек. Такой силы ветер бушевал четыре с половиной часа. В этот день было страшно ходить по улицам. Иногда казалось, что вот-вот ветер опрокинет тебя и потащит по земле. Ветер бушевал всю рабочую неделю, постепенно снижая скорость — в пятницу порывы ветра достигали 17–21 м/сек.
Вечером 28 декабря на небе были замечены необыкновено высокие кучевые облака, над одним из которых расположилась белая растущая Луна. Постепенно облако краснело в лучах заходящего солнца, расширялось и превращалось в птицу с головой, белым оком и расправленными крыльями. Ветреная погода как бы прощалось с нами, улетая от нас в сторону моря огненной птицей.
По наблюдениям Тернейской метеостанции штормовой ветер дул непрерывно 119 часов. Штормовое предупреждение было объявлено 24 декабря и снято 29. Сдуло не только свежевыпавший снег, но и предыдущий, самый большой. Под конец ветром несло уже землю.
Среднедекадная температура воздуха составила −10,3 °С, а снега выпало за третью декаду 9,7 мм. С 19 декабря наступило зимнее солнцестояние, а с 23 декабря день стал постепенно увеличиваться, пока незаметно для глаза, неощутимо, но мы об этом знаем, и это радует — зима на лето повернула, хотя впереди ещё два холодных зимних месяца.
Среднемесячная температура воздуха составила −12,1 °С. В прошлогоднем декабре было гораздо теплее — −8,3 °С. Снега выпало за месяц 44,6 мм при норме декабря 24 мм.
Последний день декабря был тёплым, с крыш капало. Вечером пошёл пушистый густой снег. Снежинки ложились лёгким рыхлым слоем, который разлетался под ногами как пушинки. Снег шёл и в новогоднюю ночь, и стояла благодатная тишина. Природа дала-таки возможность насладиться погодой — многие встретили Новый год на улице, любуясь не только фейерверком, но и снегом, отдыхая от недавно бушевавшей стихии.
В суровом снежном декабре птиц на кормушках стало больше. Заметно прибавилось воробьёв. В сильные ветра они терпеливо сидели тесной гурьбой на ветках груши, пытаясь удержаться на них, иногда взлетали и, сопротивляясь ветру, перелетали на голубую ель, где ветки гуще. Как-то заметила, как они рыли в сугробе пещеру и прятались там, а снег заметал их укрытие.
Молодой воробушек (у основания клюва ещё оставались жёлтые пятнышки) один раз забрался внутрь кормушки, а сильный порыв ветра захлопнул крышку. Воробей попал в ловушку. Поначалу он пытался выбраться через проём в сетке, но застревал в нём. Потом он пытался протиснуться в щель между крышкой, но щель была слишком узкой. Между попытками выбраться он клевал семечки, потом опять начинал трепыхаться. Я, конечно, его выпустила.
Уже в конце декабря заметила, наконец, на Вилке оляпку, потом и вторую. Зимой они спускаются ниже по течению, где есть открытая вода. Опять несётся над рекой их звонкое «чрэканье», когда они гоняются друг за другом.
Со слов охотников в тайге мало зверя — нет кабанов, изюбря, очень мало белки и соболя, нет норки, харзы, кабарги. Но следы выдры около речек встречаются повсеместно. И очень много в эту зиму в тайге летяг. Эти сумеречные зверюшки часто мелькали между деревьями и днём. Они совершали полёты между деревьями до 70 метров, иногда резко взмывая вверх с помощью хвоста. Хвостом они и тормозят, когда совершают посадку на ствол дерева.
Питались летяги, по наблюдениям охотника, хвоёй пихты и кедра. Недалеко от тропинки росли молодые кедрушки. Охотник старательно обходил их, чтобы не повредить ветки, мечтая, что когда-нибудь здесь вырастут большие кедры. Однажды утром, направляясь на путик, охотник заметил, что все хвоинки этих кедрушек были объедены. По следам он выяснил, что сделали это летяги. Они объедали мягкую зелень по бокам, оставляя твёрдый стержень хвоинок. Эти зелёные остатки валялись вокруг на земле. Кедрушки уже не выживут, пожалел охотник.
На кедрах ещё висят шишки, но вот птица кедровка пытается добыть орешки из-под снега. Снег глубокий, высотой примерно 60–70 сантиметров. Птица увлечённо копает снег, всё более углубляясь в него и выбрасывая его наверх из ямки. Эдак можно накрыть ямку и поймать кедровку, она в это время ничего не замечает вокруг. После всех её действий на снегу осталось лежать несколько скорлупок, орешек было немного. Из шишки она добыла бы гораздо больше, но, видимо, азарт берёт своё. Скорее всего, кедровка находит орешки, припрятанные в земле, да ещё под слоем снега, по запаху.
Соболей немного, но иногда встречаются его следы. Вот он добыл белку и тащил её в свою кладовую, которая находилась в дуплистом тополе. Вход расположен снизу. Соболь старается всегда не оставлять следов при входе, но затащить белку незаметно не удаётся — остался след волока. В его жилье запасы еды аккуратно разложены «по полочкам». Здесь и белки, и мыши, и дятлы. Дятлов соболь добывает прямо на деревьях, где они долбят кору в поисках насекомых. Зверёк бесшумно подбирается к ним с другой стороны ствола и лапами хватает свою жертву.
В своём жилище он может долгое время пережидать непогоду. Запасов у него много. Здесь же в дупле, но подальше от кладовой, у него есть уборная. И выходить не надо. А само его логово находится невысоко, так как соболь не любит, когда дерево качается от ветра. Очень ловкий и умный зверёк, рачительный хозяин.
Ходить по тайге тяжело — после «Лайонрока» очень много вывалило деревьев, кругом сплошные завалы. От прежней тайги мало что осталось.
Морозный и снежный декабрь миновал, зима продолжается, и, как мы видим, январь тоже не скупится на снег. А впереди ещё февраль, да и в марте случаются метели. Время покажет, как оно будет.
Специально для Примпогоды,
Надежда Лабецкая, Сихотэ-Алинский заповедник