К чему должны готовиться родители школьника?
02.09.2015 15:08
«Закон об образовании» Российской Федерации объявляет охрану здоровья школьников приоритетным направлением. Между тем у каждого четвертого относительно здорового первоклассника к концу учебного года выявляются отклонения в здоровье. Дальше — больше: по статистике Минздрава РФ, к окончанию школы абсолютно здоровым придет лишь каждый десятый. За последние годы более чем в пять раз увеличилось число детей и подростков школьного возраста с различными нарушениями здоровья, прямыми и косвенными виновниками которых оказываются условия учебы.
Нарушение зрения
Уже в первом классе до 20 % детей начинает носить очки. Такое резкое ухудшение зрения продиктовано в первую очередь перегрузкой: глаза по многу часов пребывают в напряжении, когда дети читают и пишут, потом выполняют домашнее задание, а потом, вместо отдыха, сидят у компьютера или телевизора. Второй причиной является плохое освещение: слишком слабое и/или падающее не с той стороны.
Что делать
- Обеспечить полноценное освещение рабочего места ребенка (40–60 Вт на м3, мягкий рассеянный свет) и достаточное расстояние между глазами и книгой (не менее 30 см) и телевизором (не менее 3 м).
- Следить за режимом труда и отдыха, чередуя периоды зрительного напряжения (не более 20–40 минут, в 1–2 классе безотрывное чтение — не более 3–7 минут) и расслабления (5–10 минут).
- Несколько раз в день предлагать ребенку делать упражнения для профилактики близорукости (сильно зажмуривать и открывать глаза, делать круговые движения глазными яблоками при закрытых веках по часовой стрелке и против часовой стрелки, делать движения глазами вверх, вниз, влево, вправо по диагонали и так далее).
- Следить за тем, чтобы в рационе ребенка было достаточное количество продуктов с витамином А.
Сколиоз
Пока скелет ребенка развивается, ребенок не защищен от проблем с позвоночником. Неправильное положение тела на уроках, неподходящая мебель и длительная неподвижность — плюс сгорбленность за компьютером-планшетом-телевизором дома — провоцируют нарушения осанки и, как следствие, сколиоз — один из самых частых диагнозов, который ставят современным детям. Если ничего не предпринимать, заболевание прогрессирует, уменьшаются объемы грудной клетки и брюшной полости, из-за чего нарушается работа внутренних органов.
Что делать
- Проверить, чтобы школьные парты (да-да, это можно проверить) и рабочее место ребенка дома соответствовали его росту и возрасту, были удобными и регулирующимися по высоте; помните, что правильная поза во время занятий зависит не только от соответствия мебели росту, но и от расположения стула относительно стола и самого ребенка. Чтобы крышка стола не давила на грудь, стул должен быть задвинут под стол не более чем на 3–6 см. Плечи во время работы должны быть прямыми, для этого поверхность стола должна располагаться выше локтя опущенной руки ученика на 3–4 см.
- Купить ребенку легкий ранец с ортопедической спинкой и следить, чтобы тяжесть учебников, которые он носит, не была чрезмерной (ранец не должен превышать 10 % веса ребенка) и распределялась равномерно.
- Обеспечить ребенку двигательную активность и воспитать привычку к ежедневной гимнастике с комплексом упражнений для красивой осанки и профилактики сколиоза: развитые мышцы спины помогают держать ее в правильном положении.
- Установить дома «шведскую стенку»: даже обычный «вис» полезен для спины.
- Следить за тем, чтобы ребенок ел достаточно овощей, фруктов и молочных продуктов.
Заболевания органов пищеварения
Почти каждый второй ученик имеет проблемы с желудочно-кишечным трактом, особенно часто — с желудком. Воспаление слизистой оболочки желудка (гастрит) часто появляется в школьном возрасте, потому что происходит резкое изменение режима питания (увеличиваются промежутки между приемами пищи). Меняется и качество пищи: все чаще ребенок ест полуфабрикаты и фастфуд. Дети не столько едят, сколько перекусывают, часто еще и на ходу, не сосредотачиваясь на еде. Нарушение режима питания может привести и к проблемам в эндокринологии: количество школьников с ожирением растет в геометрической прогрессии: наголодавшись за день, перекусывая шоколадками и булками, многие «отъедаются» вечером. При общем снижении двигательной активности это провоцирует лишний вес и диабет второго типа в будущем.
Что делать
- Ввести строгий режим питания с трехразовым приемом пищи — обязательным горячим завтраком, обедом, ужином и двумя перекусами.
- На перекус давать ребенку фрукты и овощи.
- Следить за разнообразием рациона ребенка и его соответствием возрастным нормам.
Нервно-психические расстройства
От половины до двух третей детей приобретают в школе явные или скрытые неврозы, которые могут проявляться повышенной тревожностью, бессонницей, кошмарами, резкими перепадами настроения, а также гиперактивностью, которая может быть как врожденной, так и спровоцированной условиями обучения.
Что делать
- Обеспечить ребенку комфортное душевное состояние дома. Не критикуйте его, не предъявляйте повышенных требований, дайте понять, что с вами он в полной безопасности.
- Наладьте четкий режим дня с достаточным отдыхом, не разрешайте ребенку засиживаться допоздна.
- Не подавляйте повышенную активность ребенка, найдите выход его энергии, направив ее в спорт, помогите ему найти хобби и дайте возможность переключаться на него.
- Обучайте в игровой форме.
- Поощряйте ребенка даже за незначительные успехи. Договоритесь с учителем, чтобы ребенка чаще хвалили в школе.
- Следите за достаточным количеством витаминов и микроэлементов, особенно магния, отвечающего за нервную систему, в рационе ребенка.
В российской образовательной системе всегда были и остаются по сей день особенности, от которых никуда не деться. Выходит, заботиться о ребенке должны в первую очередь в семье.